Существуют ли пираты в 21 веке

Существуют ли пираты в 21 веке

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

О пиратах средневековья знают все – их романтические образы в книгах и фильмах знакомы каждому. Однако и в наши дни чрезвычайно актуальной остается проблема захвата торговых судов и экипажа с целью получения выкупа или продажи груза. Современные пираты жестоки и безжалостны, и в их занятиях нет ничего романтичного. Как они выглядят и чем промышляют сегодня – далее в обзоре.

Сомалийские пираты – пожалуй, одни из самых известных и опасных в современном мире. Пиратство в сомалийских водах начало процветать начиная с 2005 г., после гражданской войны. До этого большинство теперешних пиратов были обычными рыбаками. Бандитизм провоцировала перенаселенность, бедность и нехватка продовольствия. Учитывая доступность боеприпасов в Йемене, мужчины вооружаются до зубов по сравнительно низкой цене. Большинство пиратов – молодые люди, в возрасте до 30 лет, бывшие рыбаки или даже полицейские. Учитывая распространенные в их среде алкоголизм и наркоманию, сомалийские пираты часто теряют адекватность и проявляют особую жестокость. Они грабят не только рыболовецкие суда и частные яхты, но даже другие пиратские корабли.

Пираты Карибского моря занимаются грабежом уже несколько столетий. Но это не единственный и не основной источник дохода современных пиратов – наркоторговля приносит им еще большие барыши. А коррупция в среде государственных чиновников способствует процветанию незаконного бизнеса. Карибские пираты не менее опасны, чем сомалийские – они не гнушаются грабежом магазинов на суше и убийством свидетелей.

Небезопасным для грузовых судов считается также Малаккский пролив между Суматрой и Малайзией. Налеты пиратов в этом районе составляют 30-40% от всех нападений ежегодно. Они действуют очень быстро, нападают на корабль, проводят перевалку груза на свои судна, забирают деньги и личное имущество членов экипажа.

В 2000 г. достигло пика пиратство в юго-восточной Азии: 242 случая из общего числа 460 нападений за год. Однако в Сингапуре, Индонезии и Таиланде правительство предпринимает усилия по борьбе с пиратством, поскольку доставка товаров на грузовых судах остается одним из основных способов импорта и экспорта в юго-восточной Азии.

Одним из самых удобных для пиратства регионов остается Индонезия, которая насчитывает около 17500 островов. Индонезийские пираты вооружены ножами, пистолетами и гранатами, они прячутся среди островов и всегда нападают неожиданно. Ранее необитаемые острова теперь стали прибежищем для пиратов, где они хранят награбленное имущество. И хотя количество нападений здесь значительно сократилось с 2011 г., индонезийские воды остаются одним из самых опасных регионов для грузовых судов.

Если сомалийские пираты свирепствуют на восточном побережье Африки, то западное – это территория пиратов из Нигерии. Когда усилилось патрулирование берегов Сомали, здесь начался разгул беззакония. Нигерийские пираты нападают в основном на нефтяные танкеры, ведь основные объемы нефти Нигерия транспортирует по водным маршрутам.

Расположенный у берегов Сомали и Йемена, Аденский залив является ключевым для перевозки грузов между Африкой и Европой. Основным источником дохода для пиратов в этой области являются похищения, выкупы и налеты на корабли.

А самых безобидных и веселых пиратов можно увидеть на фестивале в Тампе: пираты ХХІ века

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Борис Ломакин

Двухмесячный пиратский ад. Почему захватившие россиян разбойники чувствуют себя так вольготно

Сложно поверить, что в XXI веке существуют морские бандиты, но придется: историй похищений, краж и даже убийств с участием пиратов немало. Современный флибустьер уже избавился от деревянной ноги, попугая на плече и повязки на глаз, но занимается все тем же старым добрым разбоем.

Последняя история связана с экипажем грузового судна «Мармалайта» в районе камерунского порта Дуала, на которое напали в ночь на 16 августа. Пираты захватили восемь человек, среди которых трое россиян. Разбойники начали переговоры в понедельник, но известно об этом стало лишь во вторник. Они заявили, что все люди живы и здоровы. Верить на слово пиратам не стали, поэтому попросили принять на борт врача. Экипажу передадут лекарства от малярии, одежду и продукты питания.

И Камерун не исключение. В мире до сих пор остались морские зоны, которые представляют потенциальную опасность для судоходства.

Малаккский пролив

Пиратство можно связать с плохой жизнью в проблемных и малоконтролируемых участках земного шара, таких как бассейн Карибского моря, острова Индонезии, Сомали и Нигерия.

В конце 90-х и начале 2000-х годов самым опасным в мире местом из-за пиратства был Малаккский пролив (между Малайским полуостровом и индонезийским островом Суматра). Здесь проходил маршрут транспортировки нефти. В 2004 году по всему миру зарегистрировали 325 пиратских атак, из которых девять пришлись на воды Малайзии, восемь на Сингапур и 93 на Индонезию. В 2010 году стало известно, что пиратство в Малаккском проливе почти исчезло, но точечные нападения случаются до сих пор.

Источник фото: Flickr/Anton Muhajir

Сомалийские пираты

Эта группа разбойников, наверное, считается самой известной. Тем более что именно на Сомали пиратство развито сильнее всего. Оно начало процветать в регионе в 2000 году из-за нестабильной обстановки. После ухода правительства автономного района Пунтленда, провозгласившего себя в 1998 году автономным государством, местные жители, многие из которых работали в береговой охране, начали нападать на рыболовецкие суда. В особенности на испанские, китайские и таиландские. Они требовали выплаты штрафов от 20 до 50 тысяч долларов.

Читайте также:  Как настроить ресивер на спутник ямал

В первом квартале 2011 года у берегов в районе Пунтленд произошло 97 нападений из 142, зарегистрированных в мире. В мае того же года сомалийские пираты удерживали около 480 моряков и 50 судов в ожидании выкупа.

7 апреля 2011 года организация независимых владельцев танкеров Intertanko выплатила пиратам 13,5 миллиона долларов за выкуп танкера Irene SL, перевозившего 1,8 миллиона баррелей нефти, и его команду из 25 человек, которые провели в плену у пиратов 58 дней. Груз на танкере стоил около 200 миллионов долларов, но он почему-то не интересовал разбойников. Они просто использовали его в качестве своего боевого корабля, так как он был высоким.

Сейчас для обеспечения безопасности судоходства силы НАТО, ВМФ Индии, России и других стран патрулируют зону действия пиратов. Однако эти меры полностью не исключают нападения, ведь длина побережья Сомали три тысячи километров. Патрулировать такую территорию затратно даже для стран с развитой экономикой.

Гвинейский залив

Основной вид деятельности пиратов в Гвинейском заливе — похищение нефти. В 2016 году организация «Океаны без пиратства» признала это место самым опасным на Земле для мореплавателей.

Пиратство здесь продолжалось на протяжении всего первого десятилетия XXI века. Сначала в Нигерии нападениям подвергались крошечные суда, занимавшиеся перевозкой рабочих и материалов для нефтяных компаний.

В 2012 году Международное морское бюро, организации «Океаны без пиратства» и «Программа по гуманитарным вопросам морского пиратства» сообщили, что в течение года произошло 966 нападений на моряков. Из-за этого объемы торговли главного порта Бенина — Котону — в 2012 году снизились на 70%, а убытки от разбойников достигли двух миллиардов долларов.

В 2017 году ситуация с пиратами улучшилась. В первом квартале они напали лишь на 43 судна и захватили в общей сложности 58 человек.

Цель пиратства

В основном пираты захватывают суда ради выкупа, то есть обогащения, а не устрашения. Как уже говорилось, мотивы этого вида деятельности кроются в бедности и плохой жизни.

Одним из крупнейших пиратских захватов стало нападение на украинский ролкер «Фаина» в 2008 году. Он перевозил танки, гранатометы и зенитки для Кении. Пираты напали на судно и потребовали 35 миллионов долларов, но потом снизили до семи. В итоге они получили 3,2 миллиона долларов, так как узнали, что судно не принадлежит США. Заложников освободили только спустя полтора года.

Пираты ежегодно зарабатывают миллионы долларов, а урон от их деятельности мировой экономике оценивается миллиардами. РБК выяснил, что мешает мировому сообществу раз и навсегда покончить с современным пиратством и кто и сколько зарабатывает на самих флибустьерах.

Возвращение "веселого Роджера"

Традиционными местами промысла морских разбойников остаются Малайзия, Индонезия и Малаккский пролив, побережье Вьетнама, Бангладеш, Индии и, конечно, воды Карибского бассейна. Но всем им до недавнего времени было далеко до Сомали, вернее того, что от него осталось. Именно здесь, на обломках распавшегося в 1991г. восточноафриканского государства, образовалась настоящая пиратская республика. К середине 2000-х гг. уставшие от клановых междоусобиц местные жители наводненной оружием страны освоили опасный, но эффективный способ заработка. Сотрудники сомалийской береговой охраны стали захватывать тайские, китайские и испанские рыбацкие лодки. Пока этот полулегальный бизнес приносил убытки только владельцам небольших суденышек, а суммы "штрафов" варьировались от 20 до 50 тыс. долл., на него не обращали внимания.

Но аппетиты росли, и в 2005г. размер требуемого выкупа за захваченное тайское судно Sirichainava впервые достиг 800 тыс. долл. Хотя эта попытка вымогательства была неудачной, пример оказался заразителен. Уже в следующем, 2006г. у берегов Сомали было зафиксировано несколько десятков нападений на суда, а средний куш за каждое из них вырос до 1,5 млн долл. Расцвету пиратства способствовало крайне удачное для разбойников географическое положение Сомали, поскольку вдоль его берегов проходят важные торговые пути, соединяющие Индийский океан и Красное море, связанное через Суэцкий канал со Средиземноморским бассейном. Здесь же пролегает важнейший морской путь поставок ближневосточной нефти на западные рынки. Водами Аденского залива проходят ежедневно до 250 судов.

Сомалийские пираты развили столь бурную деятельность, что к 2008г. Аденский залив стал самым опасным местом для судоходства. Окрепшая пиратская братия сумела сколотить небольшой (хоть и разрозненный) флот из угнанных судов и начала грабить все, что попадалось под руку от маленьких доу (небольшие парусно-моторные торговые суда) и прогулочных яхт до огромных нефтяных танкеров. Беспрецедентный захват произошел в сентябре 2008г., когда в руки пиратов попало украинское судно "Фаина" с 33 танками Т-72, шестью установками залпового огня Шилка, гранатометами и боеприпасами. Освободить команду и корабль удалось лишь в феврале 2009г. за выкуп в 3,2 млн долл. (изначально пираты требовали 30 млн долл.).

В итоге осенью 2008г. в Аденский залив были стянуты военно-морские силы ООН и Евросоюза, к находившимся здесь с 2002г. кораблям НАТО присоединились также ВМС России, Китая, Индии и других стран. В конце того же года Совбез ООН разрешил проведение военных действий против пиратов не только на море, но на суше.

GPS и РПГ вместо абордажных сабель

К сожалению, пираты XXI века нередко вооружены не только современным стрелковым оружием, но и спутниковой техникой, которая позволяет отслеживать местоположение торговых судов.

Читайте также:  Что почитать из юмористической фантастики

Возможности GPS помогают пиратам совершать дерзкие вылазки вдали от родных берегов. В целом же стратегия захвата судов практически не изменилась за последние лет этак 600. Пираты подходят к кораблю на быстроходной лодке либо другом судне, при этом нередко обстреливают палубу — сейчас из автоматов "Калашникова" и гранатометов, а раньше использовались ружья, пушки — затем с помощью "кошек" и веревочных лестниц взбираются на борт. До недавнего времени по количеству захватов лидировали сомалийские морские разбойники, бесчинствовавшие в Аденском заливе.

Если в открытом море у торговых судов есть возможность лавировать, то в Адене это практически невозможно. "Пролив узкий, поэтому возможности для маневра нет, а скоростью не возьмешь. Грузовые корабли могут давать максимум 14-15 узлов, пиратские лодки почти вдвое быстрее", — поясняет моряк с 30-летним стажем, капитан Олег Кикис. Эффективных способов защиты в этой ситуации всего два: идти под конвоем военных либо нанимать вооруженную охрану.

"Конвои, за исключением российских, проводят суда только по "коридору" в Аденском заливе. С нашим конвоем гораздо спокойнее: россияне берут (под охрану) где-то в середине Индийского океана и сопровождают его не только во время похода по Аденскому заливу, но и в Красное море вплоть до Баб-эль-Мандебского пролива", — говорит он. При этом, по словам О.Кикиса, фрахтователи все чаще отдают предпочтение не конвоям, а частной вооруженной охране.

В последнее время новой горячей точкой на карте морского судоходства стал Гвинейский залив, который освоили нигерийцы. По словам зампредседателя Российского профессионального союза моряков (РПСМ) Александра Бодни, пиратские нападения в Гвинейском заливе страшны тем, что пираты-нигерийцы не захватывают суда ради выкупа, а грабят судовой груз и экипаж. При этом нередко жестоко обращаются с моряками.

Согласно опубликованному на днях отчету Международного морского бюро (IMB, подразделение Международной торговой палаты), за девять месяцев 2012г. было зафиксировано всего 70 нападений сомалийских пиратов против 199 за тот же период прошлого года. Притихшие разбойники с Сомали "подправили" и общемировую статистику: с начала года по конец сентября произошло всего 233 инцидента. Это самый низкий показатель с третьего квартала 2008г., отмечают в IMB.

По мнению замглавы РПСМ А.Бодни, ситуация изменилась благодаря действиям военных кораблей в Аденском заливе и присутствию на судах частной вооруженной охраны. Более ответственно стали относиться к проблеме захвата судов и сами моряки. Широко стала применяться такая форма защиты, как "цитадель", когда члены экипажа баррикадируются в труднодоступном помещении на судне (как правило, в машинном отделении) с провизией и дают сигнал SOS. Через некоторое время им на помощь приходят военные. "Кроме того, меняется политическая обстановка в самом Сомали. Кенийские войска не так давно смогли отбить важнейший экономический центр – город-порт Кисмайо у радикальных исламистов из группировки "Аш-Шабааб", — отмечает А.Бодня.

Эксперт в области пиратства, главный редактор издания "Морской бюллетень" (Maritime Bulletin) Михаил Войтенко считает действия военных малоэффективными. "Для оценки эффективности военных привожу всегда один пример – командование ВМФ с гордостью говорит, сколько сотен судов провели российские военные корабли опасными водами. С конца 2008г. по настоящее время они провели около 2 тыс. судов. В сутки там проходит 150-200 судов. Итого корабли ВМФ России из грубо 1,5 тыс. суток своего нахождения там обеспечили безопасность 10-15 суток", — отмечает он. По его словам, наличие боевых кораблей у берегов Сомали – идеальное прикрытие не для мирных судов, а для ведущих мировых держав, сохраняющих военное присутствие в стратегически важном регионе. С ним согласен руководитель агентства Infranews Алексей Безбородов. "Двум сверхдержавам там надо держать флот. Ибо в Судане появилась нефть, а Сомали — это вход в Судан (как минимум отчасти). Пока Китай и США ее не поделят, пиратство будут провоцировать, даже если население страны разбогатеет", — говорит он.

Вместе с тем центр мирового пиратства медленно, но верно перемещается в Гвинейский залив. "Пиратство в Гвинейском заливе становится все более опасным (зафиксировано 34 инцидента с января до конца сентября 2012г.), оно распространяется на запад от Бенина до соседнего Того", — говорится в докладе IMB. Нападения пиратов в Гвинейском заливе стремительны, тщательно спланированы и нацелены на кражу нефтепродуктов. У берегов Того было зафиксировано в этом году больше нападений, чем за предыдущие пять лет. Индонезия зафиксировала 51 такой случай.

Согласно данным IMB, несмотря на улучшение ситуации, до полного искоренения пиратства еще далеко. Во всем мире за 9 месяцев этого года пираты убили по меньшей мере шесть моряков и взяли 448 мореплавателей в заложники, 125 судов были взяты на абордаж, 24 угнаны и 26 обстреляны, 58 судов сообщили о нападениях. По данным на 30 сентября 2012г., сомалийские пираты ради выкупа удерживали 11 судов с 167 членами команды в качестве заложников, еще 21 моряк удерживался на суше. Около 20 заложников находятся в пиратском плену уже больше 30 месяцев.

Если суда пропадают, значит…

Пиратство способно приносить не только убытки, но и прибыль, причем отнюдь не самим флибустьерам. По словам М.Войтенко, пиратство за последние 5-7 лет стало настоящей "золотой жилой" для частных охранных организаций и страховых компаний.

В год опасными водами проходит вряд ли меньше 30 тыс. судов, с учетом маршрутов Восток-Запад (Суэцкий канал) и Север-Юг. Если дать каждому транзиту охрану средней ценой 40 тыс. долл., то получим 1,2 млрд долл. дохода для охранных организаций – гигантский очень привлекательный рынок, рассуждает он. Эксперт уверен, что исчезновение сомалийского пиратства "никому не интересно", поскольку вокруг него крутятся большие деньги: страховщики и частные охранные агентства зарабатывают на пиратстве не меньше 1,5 млрд долл. ежегодно, а потенциально могут заработать и до 2-3 млрд долл. в год.

Читайте также:  Дешевый межгород с мобильного

М.Войтенко также обращает внимание на еще одно знаковое событие, произошедшее весной 2008г. и оставшееся практически незамеченным широкой общественностью и СМИ. "Лондонские страховщики включили Аденский залив в список зон военного риска и стали взимать с судовладельцев страховые премии за военный риск. В начале 2009г. зону расширили, охватив ею почти всю северную часть Индийского океана, от Баб-эль-Мандебского пролива на западе до побережья Индии на востоке, от северной части Аравийского моря до почти Мадагаскара на юге. С того времени стоимость страхования этого риска выросла многократно", — отмечает он.

По данным крупнейшей российской судоходной компании "Совкомфлот" (СКФ), в абсолютной сумме мероприятия, связанные с прохождением пиратоопасных районов мирового океана (оплата услуг вооруженной охраны, увеличение зарплат морякам, дополнительное страхование на случай захвата), увеличивают рейсовые расходы примерно на треть. "Если судно находится в аренде или в рейсовом чартере с грузом на борту, нам удается в определенной части покрыть эти расходы за счет фрахтователя. Если же танкер совершает балластный переход, то все расходы в таком случае ложатся на судовладельца", — сообщили РБК в СКФ, не озвучивая точных цифр. В крупных российских страховых компаниях данную тему оставили без комментариев.

Только бизнес, ничего личного

Ущерб мировой экономике от деятельности пиратов по разным оценкам составляет от 7 до 12 млрд долл. в год. По данным американской организации "Океаны без пиратства", убытки судоходной отрасли только из-за сомалийских морских разбойников в 2011г. составили около 7 млрд долл. Из них около 1,4 млрд долл. правительства разных стран потратили на противодействие пиратам и 2 млрд долл. компании направили на защиту и охрану судов. Сами пираты заработали за прошлый год всего около 135 млн долл. Конечно, эти цифры довольно условные: точно подсчитать ущерб от пиратских атак, как и заработки флибустьеров (в последние годы о размере выкупов известно лишь со слов самих пиратов), невозможно.

И все же очевидно, что борьба с пиратством не выгодна с чисто экономической точки зрения. И это помимо юридических и политических нюансов, как, например, несогласованность действий "союзников" по антипиратской коалиции или сложность проведения военных операций на территории суверенных африканских государств. Поэтому одолеть пиратов не удается пока даже прекрасно обученным военным и оснащенным мощным оружием ВМС. Да и заинтересованы ли в этом сами военные, ежегодно получающие за борьбу с морскими разбойниками тысячи зеленых бумажек с портретом Бенжамина Франклина? "Пиратство — это бизнес одних и хлеб насущный для других: вояки тренируются и учатся стрелять (особенно индусы это любят), а пираты зарабатывают для семей. Бизнес и добычу хлеба победить нельзя даже ядерным оружием", — уверен глава Infranews А.Безбородов.

Да и сами африканцы, судя по всему, воспринимают захваты судов как опасный бизнес. "Бандиты, захватившие Energy Centurion, сделали это с определенной всем понятной целью. Им нужен был груз и наши вещи, а смерти моряков были ни к чему. Но те, кто сопротивлялся или проявлял неповиновение, вызывали агрессию. В этом случае могли убить легко", — рассказал РБК 20-летний Вячеслав Прудников, член экипажа захваченного пиратами в августе 2012г. греческого нефтяного танкера Energy Centurion.

По его словам, морские разбойники были вооружены ржавыми АК-74 и "радовались как дети" любой европейской вещи, снятой с моряков (сам Прудников лишился кроссовок Adidas). "Когда нас пытались освободить и встала угроза высадки десанта, пираты вывели несколько человек на мостик, угрожая убить заложников. Если бы начался штурм, это была бы катастрофа. Они сказали нам, что только на скачке топлива с танкера каждый из них заработал по 80 тыс. долл.", — добавляет он. Остаться живым после встречи с пиратами у него получилось, а вот здоровым – нет. Случайная пуля одного из нигерийцев, решившего попугать несговорчивого юнца, попала Прудникову в ногу. Из-за этого, казалось бы, пустякового ранения (кость не была задета) он перенес уже две операции и вскоре предстоит третья. Тем не менее страха перед очередным походом в море у моряка нет, хотя в следующий раз он хотел бы оказаться "на судне с секьюрити".

Количество пиратских атак на суда относительно невелико. По информации IMB, по всему миру с начала этого года пираты совершили около 250 налетов (то есть пострадали менее 1% от судов прошедших за это время только лишь Аденским заливом). Но статистика статистикой, а от нападений никто не застрахован — все зависит от везения. По словам бывалого моряка Олега Кикиса, за 30 лет походов в море ему ни разу не приходилось иметь дело с пиратами. При этом Слава Прудников в первом же своем рейсе не только столкнулся с ними лицом к лицу, но и попал под шальную пиратскую пулю.

Ссылка на основную публикацию
Стим показывает что я не в сети
Не редко пользователи Steam встречаются с проблемой, когда подключение к интернету есть, браузеры работают, но клиент Стим не грузит страницы...
Смарт часы что они умеют
В этой статье мы поговорим о том, для чего нужны умные часы, а также какими функциями они располагают чаще всего....
Смарт часы самсунг с сим картой
Хотите быть современным и модным человеком? Перестать зависеть от своего громоздкого смартфона? Только представьте, вы можете не брать телефон на...
Стим саппорт украли аккаунт
Если ваш аккаунт Steam украли или взломали, то до его восстановления вам необходимо выполнить действия, указанные ниже, иначе аккаунт может...
Adblock detector