Сколько стоит полететь на марс

Сколько стоит полететь на марс

Полёты на Марс для колонизации — всё более популярная идея. И если государственные космические компании честно признают отсутствие денег на такие экспедиции в ближайшем десятилетии, то частные уже предлагают купить билет на Марс недорого с вылетом в ближайшие пять лет.

Цена полёта устрашает

Миссия Mars One, предложенная медиагигантом CNN и фанатиком освоения космоса голландцем Басом Лансдорпом, подразумевала очень дешёвый билет на Марс в один конец для астронавтов и очень высокие инвестиции от спонсоров. Чтобы снизить стоимость проекта, корабль должен был навсегда остаться на красной планете: на Марсе двое мужчин и женщин устроят поселение, откуда будет вестись трансляция реалити-шоу для землян о повседневной жизни новых марсиан. Экспедиции должны были начаться уже в 2022 году, шёл интенсивный отбор участников, но в 2019 компания Mars One Ventures потерпела финансовый крах и была названа финансовой пирамидой.

Если энтузиасты из Mars One рассчитывали на поддержку медиабизнеса, то учёные из американского космического агентства NASA собираются получить деньги на полёт от самих астронавтов: проект One ticket to Mars, объявленный в 2010 году, был рассчитан на астронавтов, которые могут купить билет по цене $1,6 млн. Впрочем, как и в Mars One, билет можно купить только в один конец: подразумевается, что назад земляне не вернутся уже никогда, потому как обратный полёт стоит дорого.

Мало кто на нашей планете может позволить себе потратить столько денег, сколько стоит билет на Марс от НАСА. На этом фоне дерзко звучит сделанное этой весной заявление основателя SpaceX Илона Маска о том, что стоимость путешествия на Марс составит полмиллиона долларов, с перспективой удешевления до 100 тысяч. Обратный билет, если он понадобится, Маск обещает в подарок. В своём твиттере он приводил расчёты, что жители развитых стран могут позволить себе тур по такой цене просто продав своё жильё на Земле. Забронировать билет от Маска на Марс пока нельзя: миссия не имеет никаких конкретных дат.

Что предлагает NASA

Пока Илон Маск просчитывает бизнес-модель предстоящих полётов, НАСА занимается популяризацией идеи освоения Марса. Уже в третий раз агентство призвало землян отправить на Марс свои имена с исследовательским ровером. Это бесплатно, и к довершению всего, участники программы получают сувенирный билет на Марс — пассажирский посадочный талон старомодного дизайна, которым можно делиться в социальных сетях.

Имена будут записаны техникой гравировки на кремниевом чипе, который крепится к борту марсохода. Размер букв в тысячу раз меньше человеческого волоса, поэтому на один чип размерами меньше долларового цента помещается больше миллиона имён. Отправить своё имя на Марс можно через сайт NASA, и знания английского языка почти не потребуются: анкета включает только фамилию, имя, почтовый индекс и адрес электронной почты жителя Земли.

Доставлять имена на Марс могут и беспилотные аппараты, а на запуск пилотируемого NASA не хватает денег. Агентство финансируется из бюджета США, а Конгресс, члены которого распределяют деньги, больше заинтересован в освоении Луны. Расчётная стоимость запуска корабля с людьми на борту составляет 500 миллиардов долларов, в то время как годовой бюджет NASA сейчас около 20 миллиардов.

Какие аппараты уже летали с именами

Первым аппаратом, с которым можно было отправить имя на Марс, был Orion в 2014 году. Он нёс на борту чип с именами 1,38 миллиона человек, из которых почти полмиллиона имён американцев, больше чем по 100 тысяч индусов и британцев, а русских около 16 тысяч. Orion был экспериментальной капсулой NASA и совершил тестовый полет длиной в 4,5 часа, после чего утонул в Тихом океане. Стоимость полёта составила 350 млн долларов.

Через 4 года на Марс отправился InSight, который нёс на двух чипах почти 2,5 миллиона мужских и женских имён. Тогда в акции приняли участие 64 тысячи россиян. Все имена записаны на английском языке, потому что через анкету на сайте NASA можно отправить их только латинскими буквами. В отличие от Ориона, InSight был в открытом космосе более полугода и совершил посадку на Марсе, где занимается исследованием геологических процессов.

Какие имена полетят на Марс в 2020 году?

Следующий беспилотный ровер с именами на борту полетит на Марс в июле 2020 года. Корабль сядет на красную планету только в феврале 2021 года. В задачи миссии Mars 2020 входит исследование марсианского грунта и поиск следов бактериальной жизни, которая раньше там была.

Уже сейчас заказали своим именам билеты более 7,5 миллиона человек, что уже по численности больше, чем население целого Петербурга. Среди них есть и знаменитости: в числе первых имён пассажиров стал Уильям Шетнер, сыгравший капитана Джеймса Т. Кирка в сериале Star Trek.

Читайте также:  Игра дракон когда нет интернета

Впервые американцы не на первом месте по участию в этой акции. Первыми стали турки, которые, по-видимому, стремятся не только войти в Евросоюз, но и колонизировать Марс. Их имён почти 2,5 миллиона. Второе место занимают имена индусов, а россияне замыкают двадцатку самых активных «туристов» с 67,7 тысячами имён. Заявки ещё можно отправить до конца сентября.

Каждый участник, заполнивший анкету на сайте NASA, становится членом клуба Frequent Flight и получает полётные мили: около 500 млн километров миль за каждый полёт, по расстоянию от Земли до Марса. Чем больше набрано миль, тем выше будет имя в списке на чипе. К сожалению, обменять эти очки на бонусные мили какой-нибудь из земных авиакомпаний невозможно, но можно надеяться, что в будущем обладатели миль получат бонусы при колонизации красной планеты. Регистрация в клубе происходит через адрес электронной почты, поэтому лучше сохранить доступ к нему для последующих полётов. Именно на этот адрес космическое агентство будет присылать расписание полётов Земля-Марс.

Мечты о полётах на Марс — большая романтика, но колонизировать планету, чтобы начать там новую историю человечества с чистого листа, не так просто. Расчёты полётов и конструирование пилотируемых космических аппаратов настолько дорого стоят, что пока земляне могут позволить себе отправить своё имя на борту беспилотного модуля к Марсу.

России это может обойтись не дороже Олимпиады в Сочи

Один из главных вопросов, связанных с осуществлением той или иной космической программы, – сколько она будет стоить. Вопрос отнюдь не праздный. Освоение космоса – весьма дорогостоящее предприятие, и стоимость планируемой космической миссии должна быть «подъемной» для той страны, которая хочет ее реализовать.

Во что обошелся космос СССР/России и США

Обратимся к истории. Подсчитать, во что обошлись Советскому Союзу запуск первого спутника, полет Юрий Гагарина, первые космические станции, «Буран» и прочие проекты, практически невозможно. Почему – рассказал в книге «Неизвестный космодром» журналист Анатолий Покровский:

«До сих пор помню, как маялся на международной пресс-конференции в 1975 году тогдашний председатель «Интеркосмоса» академик Борис Петров. Американские журналисты задали ему естественный и привычный для них вопрос: «В какую сумму выливаются расходы СССР на стыковку “Союза” с “Аполлоном”?» Потом я спрашивал знающих людей: неужели опять секретность помешала? Да какая секретность, отмахивались они, когда мы всю технику астронавтам показали. Как стоимость подсчитать, когда, сам знаешь, Центр подготовки космонавтов – это одно, Центр управления полетами – другое, Байконур – третье, фирмы-изготовители – четвертое, пятое, десятое…»

Правда, есть основания полагать, что академик Петров либо не знал точных цифр, либо просто их скрывал. По словам одного из руководителей РКК «Энергия», возглавлявшего во времена ЭПАСа (Экспериментальный проект «Аполлон-Союз») отдел технико-экономического обоснования на данном предприятии, «стоимость проекта была очень точно подсчитана и доподлинно известна. Просто цифры обсуждались в узком кругу».

Однако, возможно, была еще одна причина, по которой средства, тратившиеся в СССР на космос, не подвергались строгому учету. Как отметил журналист Александр Минкин (кстати, отнюдь не поклонник советского прошлого), никто не подсчитывал, во сколько обошелся стране полет Гагарина, ибо «на хорошее дело денег не жалко».

С американскими гражданскими космическими проектами проще. По оценке канадского журналиста и научного обозревателя Клода Лефлера, с начала 1950-х годов и по 2010 год включительно США потратили на пилотируемую деятельность 486 млрд долларов, или в среднем 8,3 млрд в год. В эту смету входят проекты «Меркурий» «Джемини», «Аполлон», «Скайлэб», ЭПАС, «Спэйс шаттл» и, конечно, МКС.

Из них наиболее грандиозный и «прорывной», без сомнения, «Аполлон», в рамках которого 12 американцев достигли Луны и благополучно вернулись на Землю. Согласно Лефлеру, стоимость «Аполлона» с учетом современной покупательной способности доллара составила бы 109 млрд долларов (20 млрд по ценам начала 1970-х годов). Правда, ведущий специалист США по вопросам космической политики профессор Джон Логсдон назвал цифру 150 млрд.

Предшественники «Аполлона» – «Меркурий» и «Джемини» – обошлись американской казне, по подсчетам Лефлера, в значительно меньшую сумму. Первый проект, продолжавшийся с 1959 по 1963 год и включивший в себя шесть полетов одноместных кораблей (здесь и далее – в ценах 2010 года), стоил 1,6 млрд долларов. Второй, осуществленный в 1962-1967 годах, включал в себя 10 полетов двухместных кораблей и имел уже «ценник» с цифрой 7,3 млрд.

Проект первой околоземной станции США «Скайлэб», разработка, строительство и эксплуатация которой продолжались с 1966 по 1974 год, забрал из бюджета НАСА 10 млрд долларов. ЭПАС, осуществленный в 1975 году – 1 млрд. Программа «Спэйс шаттл» обошлась с 1972 по 2011 год включительно в 198,6 млрд. Наконец, стоимость разработки, строительства и эксплуатации МКС, начиная с 1984 года, когда эта станция еще называлась «Фридом», и по 2015 год (первоначально намеченный срок окончания ее полета), Лефлер оценил в 150 млрд долларов. Даже если станция благополучно пролетает до 2020 года, стоимость ее достраивания и использования не должна превысить 170-180 млрд.

Читайте также:  Как сокращать до сотых

Было в США и несколько нереализованных крупномасштабных программ/проектов. В 1989 году президент Джордж Буш-старший выдвинул так называемую «Инициативу по исследованию космического пространства» (Space Exploration Initiative – SEI). Она предполагала сооружение на околоземной орбите станции «Фридом» (прообраз будущей МКС), возвращение американцев на Луну «с тем, чтобы остаться там», а также миссию на Марс. Все это предполагалось осуществить к концу первого десятилетия 21-го века. Общая смета SEI составила 500 млрд долларов – сумма, которую Конгресс посчитал неподъемной для американского бюджета, а потому данную программу даже не начали реализовывать.

В 2004 году президент Джордж Буш-младший предложил «Видение исследования космоса» (Vision for Space Exploration – VSE). Программа VSE предполагала возобновление пилотируемых полетов на Луну к 2020 году (стоимость данного этапа 104 млрд) и строительство на ней базы к 2024 году (плюс еще 230 млрд). VSE также была закрыта, но не столько по причине стоимости (Конгресс согласился с ее финансированием в данном объеме), сколько из-за отсутствия инновационности.

Действительно, тратить сотни миллиардов долларов на то, чтобы воспроизвести «Аполлон», пусть и в многократно увеличенном масштабе, не находило должного отклика ни в душах налогоплательщиков, ни политиков. Неудивительно поэтому, что вступивший в должность в 2009 году президент Барак Обама переориентировал Америку с «повторения пройденного» на покорение новых космических рубежей, лежащих за пределами лунной орбиты. Напомним, что это: к 2025 году пилотируемая миссия к астероиду, а к 2035 году – к Марсу.

Анализ затрат на продолжительные и крупномасштабные космические программы США позволяет сделать вывод: стоимость подобных предприятий, чтобы обеспечить их «живучесть», должна лежать в диапазоне от 100 до 200 млрд долларов США («Аполлон», МКС, VSE, «Спэйс шаттл»).

Сколько стоит космическое будущее

Но все это уже прошлое. А во сколько обойдется нам обозримое космическое будущее, главная цель которого – Марс?

В прошлом году в США была опубликован сборник научных статей под редакцией Джоэла Левина, старшего научного сотрудника из Исследовательского центра НАСА имени Лэнгли и Рудольфа Шилда, астрофизика из Гарвардского университета и одновременно главного редактора «Журнала космологии». Сборник получил название «Пилотируемая экспедиция к Марсу: колонизируя Красную планету». Среди его авторов – ведущие ученые и специалисты США в области космической деятельности, в том числе и работающие в системе НАСА.

Один из упомянутых ими сценариев назывался «Прямо на Марс» (Mars Direct), разработанный Марсианским обществом США еще в 1990 году. Он предусматривал полет на Марс экипажа из четырех человек с нахождением на Красной планете в течение полутора лет (разумеется, в этом, как и в последующих сценариях подразумевалось, что экипаж вернется на Землю). Данный проект был подвергнут всесторонней экспертной оценке сотрудниками Космического центра имени Джонсона по прямому указанию в то время ассоциированного администратора НАСА (после – главы агентства) Майкла Гриффина. Причем Гриффин попросил рассмотреть вариант с увеличенным вдвое составом экипажа. Вывод экспертов, сделанный в первой половине 1990-х годов: проект можно осуществить за 10 лет за сумму не превышающую 50 млрд.

В 2002 году Европейское космическое агентство (ЕКА) предложило проект совместной российско-европейской пилотируемой экспедиции на Марс с экипажем из шести человек. Продолжительность миссии – 440 суток, из которых два месяца три человека из этой экспедиции провели бы на поверхности Марса. Предполагаемая стоимость миссии – не более 20 млрд долларов.

В 2007 году глава НАСА Гриффин высказал предположение, что пилотируемая экспедиция на Марс, осуществленная по минимальному «аполлоновскому» сценарию (высадиться на Марс, оставить там американский флаг, набрать некоторое количество грунта, после чего вернуться на Землю) может стоить 11 млрд долларов. С учетом того, что США «нацелились» на Марс лишь к середине 2030-х годов, авторы вышеупомянутого сборника посчитали данную цифру несколько нереалистичной. По их мнению, вполне реально «уложиться» в сумму, не превышающую 150 млрд на протяжении 10 лет, которые пойдут на подготовку и осуществление данной экспедиции. Причем речь в данном случае идет не об «аполлоновском» сценарии, а о создании на поверхности Марса обитаемой колонии с необходимой инфраструктурой.

Интересно, что, по мнению авторов сборника, необходимые 150 млрд поступят не только из федерального бюджета США. 10 млрд долларов из этой суммы можно будет получить благодаря умелому маркетингу и рекламе, 30 млрд – за счет продажи эксклюзивных прав на освещение марсианской миссии ведущим мировым СМИ, от 30 до 90 млрд – от корпоративных спонсоров и.т.д… Причем авторы не включили в данную сумму продажу прав на эксплуатацию природных ресурсов Марса негосударственными компаниями (вспомним, что Договор о космосе от 1967 года не запрещает частному капиталу объявлять своей собственностью участки на небесных телах, где он будет вести разработку полезных ископаемых).

Читайте также:  Как сменить домашнюю страницу в яндекс браузере

Что же касается «аполлоновского» сценария применительно к Марсу, то, как полагают авторы сборника, его можно осуществить за сумму, не превышающую 20 млрд долларов. Подчеркнем еще раз: эта и предыдущие суммы определены экспертами с учетом покупательной способности доллара на 2010 год и с учетом того уровня развития, которого достигла космическая техника к концу первого десятилетия 21-го века.

А что есть у России?

РКК «Энергия» разработала проект гибридной (пилотируемой с максимально широким использованием автоматических аппаратов) облетно-орбитальной миссии к Марсу, которую можно было бы подготовить и осуществить в течение 12-14 лет. Высадки на планету в ходе первой миссии не будет – необходимо убедиться в том, что техника и люди смогут нормально перенести полет до Марса и обратно. Стоимость этого проекта в 2000 году была оценена в 12-15 млрд долларов (по состоянию на 2011 год с учетом инфляции американской валюты и снижения ее покупательной способности – не более 30 млрд).

Данная сумма вполне реальная. Вспомним, что рыночная стоимость станции «Мир» была оценена во второй половине 1990-х годов в 3-4 млрд долларов (в 2011 году эта сумма составила бы 10-12 млрд). Вспомним, также, что 30 млрд – общая сумма затрат как государства, так и частных спонсоров, на проведение Олимпиады в Сочи. Осуществление облетно-орбитальной миссии к Марсу (первой в мире) принесло бы России не меньше пользы как с научно-технической, так и с политической точки зрения.

Интересно, что Космический центр имени Хруничева также предложил свой вариант колонизации Марса за сумму, эквивалентную 160 млрд долларов. Этот вариант предполагает создание орбитальных станций вокруг Луны и Марса с последующим строительством постоянно обитаемых баз на этих планетах к 2040–2050 г.

Предложение Центра имени Хруничева по колонизации Марса, равно как и аналогичные, сделанные в США, страдают одним существенным недостатком. Их авторы пытаются придать созданию таких колоний роль «аполлоновских», первопроходческих миссий. О тупиковости подобного подхода говорит пример экспедиции Колумба. Как известно, великий генуэзец с трудом смог собрать средства лишь на три корабля. Это был тот минимум, на который согласились пойти спонсоры, давшие деньги на столь рискованную экспедицию.

Представим теперь, что Колумб стал бы просить денег не на три, а на 15 кораблей с тем, чтобы вместе с ним в Индию могли бы отправиться будущие колонисты. Можно с уверенностью утверждать, что его плавание через океан никогда бы не состоялось, ибо вряд ли нашлись бы желающие оплачивать покупку и снаряжение 15 кораблей, успех плавания которых был отнюдь не гарантирован. Поэтому, говоря о пилотируемом освоении Красной планеты важно понимать, что первая пилотируемая экспедиция к Марсу или на Марс, должна носить «колумбовский», или «аполлоновский» характер. Лишь ее успех побудит государство и частный капитал начать вкладывать серьезные средства в колонизацию Красной планеты.

Правда, его слова явно относятся к весьма отдалённому будущему

Буквально вчера мы сообщали о том, что амбициозный проект Mars One по колонизации Марса закрыт. И если касательно Mars One изначально было очень много сомнений, то в планах Илона Маска и компании SpaceX сомнений существенно меньше.

Да, порой сроки, которые называет Маск, выглядят фантастически, но в целом SpaceX — одна из немногих компаний, которая может сделать пилотируемый полёт к Марсу реальностью.

Сегодня Маск, отвечая на вопрос в Twitter, заявил, что полёт к Красной планете с учётом возвращения, которое будет бесплатным, обойдётся желающим менее чем в 500 000 долларов. А затем добавил, что это может быть и сумма ниже 100 000 долларов.

Very dependent on volume, but I’m confident moving to Mars (return ticket is free) will one day cost less than $500k & maybe even below $100k. Low enough that most people in advanced economies could sell their home on Earth & move to Mars if they want.

Учитывая его дальнейшие слова о том, что такая цена позволит многим желающим продать свой дом на Земле и переехать на Марс, речь не о первых туристических полётах, а о времени, когда колонизация уже станет реальностью. Правда, все мы понимаем, что пока даже приблизительно о сроках в этом вопросе говорить нельзя, как и о суммах. Так что слова Маска — это скорее его видение.

Ссылка на основную публикацию
Сервер не поддерживает символы не ascii
Многие из нас пользуются замечательным FTP сервером FileZilla Server. Думаю, не я один столкнулся с проблемой некорректного отображения русских букв...
Ресивер пионер vsx 528
5.1 канальный AV ресивер Pioneer VSX-528 с 6x HDMI, AirPlay, DLNA, MHL, сквозным сигналом Ultra HD 4K и Интернет-радио vTuner....
Ресивер для нтв плюс какой лучше
Телекомпания НТВ‑ПЛЮС гарантирует получение качественных услуг, а также обеспечение корректного доступа к каналам и дополнительным сервисам Телекомпании, только при условии...
Сервера для обновления nod32 бесплатно
Отличие полной версии от триальной Полные (не триальные) антивирусные базы и программные компоненты Eset Antivirus и Eset Smart Security! Отличия...
Adblock detector