Синтаксический разбор предложения с вопросами

Синтаксический разбор предложения с вопросами

Просто о синтаксическом разборе предложения

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
    • Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
    • Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
    • Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
    Читайте также:  Как на компьютере почистить буфер обмена

    Сказуемое

    1. Отмечаем, чем является сказуемое — простым глагольным или составным (именным или глагольным).
    2. Указать, чем выражено сказуемое:
      • простое — какой формой глагола;
      • составное глагольное — из чего оно состоит;
      • составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

      В предложении, имеющем однородные члены.

      Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

      В предложениях с обособленными членами:

      Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

      В предложениях с обособленными членами речи:

      Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

      В сложносочиненном предложении:

      Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

      Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

      В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

      Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

      Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

      Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

      В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

      Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

      В сложном бессоюзном предложении:

      Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

      Читайте также:  Dark souls 2 полые

      Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

      Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

      В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

      Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

      По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

      Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

      Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

      Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

      Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

      Синтаксический разбор предложения — это разбор предложения по членам и частям речи. Выполнить синтаксический разбор сложного предложения можно по предложенному плану. Образец поможет правильно оформить письменный анализ предложения, а пример раскроет секреты устного синтаксического разбора.

      План синтаксического разбора предложения

      1. Простое, простое, осложненное однородными членами, или сложное

      2. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

      3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.

      4. Распространенное или нераспространенное.

      5. Определите ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Задайте вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркните подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.

      6. Определите СКАЗУЕМОЕ. Задайте вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и т.д. Подчеркните сказуемое и определите, какой частью речи оно выражено.

      7. От подлежащего задайте вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

      8. От сказуемого задайте вопросы к второстепенным членам. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

      Образец синтаксического разбора предложения

      Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

      Это предложение сложное, первая часть:

      (что?) небо — подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
      (что делало?) дышало — сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 2 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
      дышало (чем?) осенью — дополнение, выражено именем существительным в ед. ч., ж. р., нариц., неодуш., 3 скл., т. п.
      дышало (когда?) уж — обстоятельство времени , выражено наречием

      (что?) солнышко — подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
      (что делало?) блистало — сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 1 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
      блистало (как?) реже — обстоятельство образа действия, выражено наречием
      блистало (когда?) уж — обстоятельство времени, выражено наречием

      Читайте также:  Серый квадрат на экране

      Пример синтаксического разбора предложения

      Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву.

      Это предложение простое.

      (что?) они — подлежащее, выражено местоимением мн. ч., 3 л., и. п.
      (что делали?) летели — однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..летели
      (что делали?) ложились — однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..
      летели (как?) косо — обстоятельство образа действия, выражено наречием.
      летели (как?) по ветру- обстоятельство образа действия, выражено наречием
      ложились (как?) отвесно- обстоятельство образа действия, выражено наречием
      ложились (куда?) на траву- обстоятельство места, выражено именем существительным нариц., неодуш., в ед. ч., ж. р., 1 скл.,в в.п. с предлогом
      траву (какую?) сырую — определение, выражено именем прилагательным в ед. ч., ж.р., в.п.

      Синтаксический разбор предложения в русском языке осуществляется по схеме ответов на следующие вопросы:

      1) Каково данное предложение по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное или вопросительное).

      2) Какова эмоциональная окраска предложения ? (Восклицательное или невосклицательное).

      3) Сколько грамматических основ есть у данного предложения? (Простое – одна основа, сложное – две и более).

      Далее, если предложение простое:

      4) Односоставное предложение или двусоставное? (Если имеется и подлежащее, и сказуемое – то двусоставное, если только один главные член – то односоставное).

      5) Распространенное предложение или нераспространенное? (Есть ли второстепенные члены предложения?).

      6) Осложненное предложение или неосложненное?(Имеются ли однородные члены, вводное слово, причастный/деепричастный оборот, обращение?)

      7) Какими частями речи выражены все члены предложения? Подчеркните все члены предложения.

      8) Составьте схему предложения, обозначив грамматическую основу и осложнение, если таковое присутствует.

      Если предложение сложное, то следуем следующей схеме.

      4) Какая связь имеется в сложном предложении: союзная или бессоюзная?

      5) Какой именно способ связи используется в предложении: подчинительная, сочинительная или интонация?

      6) На основе ответа на предыдущий пункт, обозначить, к какому типу сложного предложения относится данное: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное?

      7) Следуя инструкции разбора простого предложение, разобрать каждую из частей сложного предложения.

      Пример синтаксического разбора простого предложения.

      В букете были розы и лилии.

      Устный разбор простого предложения.

      Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное; грамматическая основа: розы и лилии были; распространенное, осложнено однородными подлежащими.

      Письменный разбор простого предложения.

      Повест., невоскл., прост., двусост., г/о розы и лилии были, распростр., осложн. однород. подл.

      Пример разбора сложного предложения.

      В букете были розы и лилии, но ей больше нравились тюльпаны.

      Устный разбор сложного предложения.

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, предложения связываются сочинительным союзом «но», сложносочиненное предложение. Первое предложение двусоставное, грамматическая основа розы и лилии были; распространенное, осложнено однородными подлежащими. Второе предложение двусоставное, грамматическая основа: тюльпаны нравились, распространенное, не осложнено.

      Письменный разбор сложного предложения.

      Повеств., невоскл., сложн., сложносоч., с союзом но. 1-е ПП: двусост., г/о розы и лилии были, распр., осложн. однор. подл. 2-е ПП: двусост., г/о: тюльпаны нравились, распростр., не осложн.

      Ссылка на основную публикацию
      Сервер не поддерживает символы не ascii
      Многие из нас пользуются замечательным FTP сервером FileZilla Server. Думаю, не я один столкнулся с проблемой некорректного отображения русских букв...
      Ресивер пионер vsx 528
      5.1 канальный AV ресивер Pioneer VSX-528 с 6x HDMI, AirPlay, DLNA, MHL, сквозным сигналом Ultra HD 4K и Интернет-радио vTuner....
      Ресивер для нтв плюс какой лучше
      Телекомпания НТВ‑ПЛЮС гарантирует получение качественных услуг, а также обеспечение корректного доступа к каналам и дополнительным сервисам Телекомпании, только при условии...
      Сервера для обновления nod32 бесплатно
      Отличие полной версии от триальной Полные (не триальные) антивирусные базы и программные компоненты Eset Antivirus и Eset Smart Security! Отличия...
      Adblock detector