Что такое native client

Что такое native client

Native — получить на Академике активный купон Forzieri или выгодно native купить по низкой цене на распродаже в Forzieri

Google Native Client — Developer(s) Google, others Preview release 1.0 / October 12, 2011; 37 days ago (2011 10 12) Development status … Wikipedia

Google Native Client — (NaCl en allusion au chlorure de sodium, soit le sel commun) est une technologie sandbox permettant l exécution d un sous ensemble de code natif virtualisé sur une architecture x86. C est un projet opensource qui donnera la possibilité aux… … Wikipédia en Français

Native Point — (Inuktitut: Tuneriut) is a peninsula in Kivalliq Region, Nunavut, Canada. It is located on Southampton Island s Bell Peninsula at the mouth of Native Bay. Archaeological site A Sadlermiut settlement, situated on the west side of the point, was… … Wikipedia

Native API — The Native API (with capitalized N) is the publicly and incompletely documented application programming interface used internally by the Windows NT family of operating systems produced by Microsoft.[1]. It is predominately used during system boot … Wikipedia

Native Son — For other uses, see Native Son (disambiguation). Native Son … Wikipedia

Native Friendship Centre — A Friendship Centre is a non profit community centre and Aboriginal program/service delivery organization located in many towns and cities in Canada to provide services to urban Aboriginals: Inuit, Metis, First Nations Non Status and Non… … Wikipedia

Native Command Queuing — NCQ allows the drive itself to determine the optimal order in which to retrieve outstanding requests. This may, as here, allow the drive to fulfill all requests in fewer rotations and thus less time. Native Command Queuing (NCQ) is a technology… … Wikipedia

The nzb Project (Usenet client) — From the project about page, The nzb Project provides a library and graphical Usenet client for nzb based NNTP downloading and streaming. [ [http://nzb.sourceforge.net/about/ The nzb Project » About ] ] Versions are available for Windows and… … Wikipedia

Roman client kingdoms in Britain — The Roman client kingdoms in Britain were native tribes who chose to align themselves with the Roman Empire because they saw it as the best option for self preservation or for protection from other hostile tribes. Alternately, the Romans created… … Wikipedia

Microsoft Exchange Client — was a multi purpose messaging product useful for managing e mail.[1] It was the native and bundled client for Microsoft Exchange Server up to version 5.0, later superseded by Microsoft Outlook. The original Windows 95 Inbox client also used MAPI… … Wikipedia

Как видите, тут нет ничего сложного — при загрузке страницы сначала с помощью JavaScript производится проверка наличия модуля, и в случае успеха он загружается в контейнер с id embed1. В случае неудачи выводится сбивающее с толку сообщение — «The Native Client plugin was unable to load». Почему сбивающее с толку? Сейчас я это покажу. Земля в иллюминаторе Возвращаемся в директорию /googleclient/native_client/tests в папку earth/ (см. рис. 4). Рисунок 4. Файлы примера Как нетрудно догадаться, сценарий run.py запускает приложение, но нам это совсем не нужно. Вместо этого откроем в браузере html-страницу earth.html. и… получим то самое сообщение (см. рис. 5). Как же так? Ведь плагин мы установили? Рисунок 5. Модуль не загружен Дело в том, что, несмотря на наличие Native Сlient-плагина, модуль не грузится по той простой причине, что он не собран, не откомпилирован, а представлен только исходным кодом (файл earth.сс), на языке С++. Впрочем, в той же папке мы видим файл Makefile, и это позволяет надеяться, что ситуацию можно исправить. Сначала соберём и запустим Standalone-приложение: make debug run После этого запустится самостоятельное приложение, представляющее собой вращающееся изображение земного шара, а в папки примера появится исполняемый файл — earth_debug. Теперь соберём Native client-модуль: make release nacl Если все прошло нормально, появятся ещё два файла — earth.nexe и earth_release.nexe. Можно опять открыть earth.html в браузере, и теперь картинка должна быть совсем другой (см. рис. 6). Рисунок 6. Земля. Рассмотрим пример посложнее. В папке googleclient/native_client/tests/xaos находятся исходники и сценарий сборки известного фрактального конструктора Xaos. Правда, не исходники самого Xaos, их сборочный скрипт скачает отдельно. Собирать просто: ./xaos_tool.sh all И, раскрыв браузером xaos.html, наслаждаемся результатом (см. рис. 7). Рисунок 7. Редактируем фракталы На самом деле в этом и предыдущем примере мы выступаем в роли разработчика. Конечному пользователю приложения достаются уже откомпилированные модули, и всё, что ему нужно, — оснастить браузер Native client плагином. Ну а мы продолжим развлекаться. Теперь приступим к обещанной quake. Тут готового сценария нет, поэтому будем действовать вручную. Заходим в папку googleclient/native_client/tests/quake/ и скачиваем исходные коды игры: wget http://www.libsdl.org/projects/quake/src/sdlquake-1.0.9.tar.gz … wget http://www.libsdl.org/projects/quake/data/quakesw-1.0.6.tar.gz … Теперь их разархивируем: tar -x —strip-components=1 -f sdlquake-1.0.9.tar.gz … tar -x -f quakesw-1.0.6.tar.gz … Должно образоваться множество файлов — исходников и одна директория — id1/. Следующим шагом наложим необходимый патч из native Client: patch -p1 Рисунок 8. Наши победят! И пока всё… Да, на этом, к сожалению, пока всё. К сожалению, технология пока действительно сырая, и автору не удалось последовательно написать с нуля и запустить Google Native Client-приложение ни на одной платформе. Более того, на данный момент времени NaCL отказывается собираться с Python 2.6.x, браузер с установленным NaCL-плагином неоднократно замечен в неадекватном поведении, некоторые тесты не запускаются под платформой Windows. С другой стороны, API NaCL открыт и документирован (/googleclient/native_client/scons-out/doc/html), поэтому для настоящего энтузиаста нет препятствий попробовать свои силы в написании приложений «невзирая на». Трудно сейчас сказать, насколько перспективным окажется это занятие, но интересным — наверняка. 1. Домашняя страница проекта — http://code.google.com/p/nativeclient. 2. Описания архитектуры GoogleNative Client (PDF) — http://nativeclient.googlecode.com/svn/trunk/nacl/googleclient/native_client/documentation/nacl_paper.pdf

Пользователи текущей стабильной версии Google Chrome могут заметить, что в списке установленных плагинов (на chrome:plugins) появился новый — Widevine Content Decryption Module. В Google Chrome OS он появился еще в 26 версии, а до браузера дошел только сейчас. Что это за зверь?

Плагин Widevine Content Decryption Module (Widevine CDM) добавлен в браузер для поддержки Encrypted Media Extensions (EME) API, который в свою очередь появился в спецификации HTML5 для работы с DRM (технические средства защиты авторских прав).

А теперь простыми словами.

Welcome to Native Client

Владельцы аудио- и видео-контента хотят транслировать его в сети средствами HTML5, но не хотят давать право его копировать. Для этого организация W3C добавила EME в спецификацию HTML5. А на стороне браузера поддержкой этого дела должен заниматься специальный плагин (в случае с Google Chrome, это Widevine CDM).

François Beaufort (ç — это французская буква, а не битый пиксель у вас на мониторе), евангелист проекта Chromium и сотрудник Google, объяснил поддержку EME следующим образом. Крупные компании, продвигающие идею защиты онлайн-контента от копирования, не отстанут (для поддержки DRM уже сейчас используют плагины Flash и Silverlight). А EME это хороший способ внедрить единый стандарт, который не потребует от пользователя самостоятельно устанавливать различные плагины.

Другого мнения придерживается Brendan Eich, создатель языка Javascript и технический директор Mozilla.

По его словам, решение поддержать EME подрывает открытость Web и ущемляет права пользователей. А еще он считает, что EME открывает дорогу для появления бесконечного числа нестандартизированных CDM-плагинов, которые по сути являются аналогами ActiveX и создаются под конкретные ОС.

Читайте также:  Как уменьшить буквы на экране ноутбука

Кстати, Widevine CDM не является частью проекта Chromium, а представляет из себя такой же закрытый плагин Google, как и Flash (PPAPI) и PDF Viewer. Т.е. встраивается исключительно в Chrome. В мобильную версию Google Chrome плагин встроить планируют в 32 версии.

Строго говоря, Google не позиционировало свою технологию Native Client как платформу для Rich Internet Applications, но по формальным признакам она вполне вписывается в этот класс ПО.

Ее суть — запуск в браузере модулей, написанных на нативном коде (увы, адекватного перевода на родной язык термина «native code» в голову не приходит) для архитектуры x86.

В отличие от JavaFX или Silverlight, в этой технологии нет компиляции в байт-код и какой-либо виртуальной машины. Была создана среда выполнения, позволяющая запускать обычные, «родные» для этой платформы программы в безопасном для данной системы окружении.

Отключаем плагины и ускоряем Google Chrome

Разработчики идеально выдержали модель «песочницы».

Во избежание взаимодействия Native Client непосредственно операционной системой весь код исполняется в отдельном, изолированном контейнере. Это позволяет модулю использовать системные ресурсы, но в то же время ограждает ОС от возможного случайного или злонамеренного повреждения.

В целом Native Client (NaCL) состоит из контейнера, играющего роль песочницы, и среды исполнения (runtime) нативного кода. Третьим элементом выступает плагин для веб-браузера. Для коммуникации между браузером и NaCL-модулем предоставлены два варианта: simple RPC-интерфейс (SRPC) и давно известный Netscape Plugin Application Programming Interface (NPAPI).

Писать модули для Google Native Client предполагается на любом компилируемом на данной системе языке программирования.

Native Client распространяется под лицензией BSD, имеет реализации для различных браузеров и платформ.

Еще несколько лет назад Native Client многими рассматривался как веб-платформа будущего. Сейчас новости об этой технологии занимают довольно скромное место на фоне известий о новых API HTML5, но Google от него отказываться явно не собирается. Так, начиная с 14-й версии браузера Google Chrome, Natve Client включен в состав обозревателя, и его пользователям больше не требуется устанавливать никаких дополнительных плагинов.

Вам также могут быть интересны следующие статьи:

Разработчики из проекта Chromium сообщают, что уже в 31 версии их браузера поддерживается Portable Native Client (PNaCl, произносится «pinnacle»). Что это за зверь такой, и в чем его отличия от простого NaCl вы можете прочитать дальше…

Для начала напомним, что такое обычный NaCl.

От браузера к ОС: что такое Native Client и чем он может быть полезен?

Это технология, которая позволяет браузеру исполнять нативный код, а разработчикам — писать свои веб-приложения, например, на C или C++. Применение NaCl позволяет добиться высокой производительности и низкоуровневого контроля за работой приложения. С применением NaCl созданы такие игры как Mini Ninjas и Bastion.

Можете, кстати, обратить внимание, что плагин NaCl встроен в браузер и отображается на странице chrome:plugins.

К сожалению, NaCl не дает возможность подготовить приложение, которое будет работать на любой платформе. В результате разработчики должны компилировать исполняемые nexe-модули под каждую архитектуру. Собрать по модулю на каждую платформу еще можно, но как их распространять? Особенно это актуально, если веб-приложения встроены в сайт, а не устанавливаются из того же Chrome Web Store.

PNaCl решает эту проблему и позволяет создавать действительно портативные и независимые от архитектур приложения. Как это происходит? Процесс компиляции разбивается на два этапа:

  • компиляция исходного кода в байткод, который не зависит от архитектуры;
  • перевод байткода в нативный код под каждую архитектуру.

В результате первого этапа разработчик получает специальный pexe-модуль, который можно использовать в приложениях также, как и любые другие HTML, JS и CSS вставки. Этот же компонент можно распространять через сайт.

А вот второй этап уже происходит в браузере. Chrome сам преобразовывает байткод в нативный код, который будет актуален для конкретной платформы и ОС.

В результате разработчик создает одно приложение, которое будет работать на x86, ARM и MIPS. А чтобы приложения, созданные на PNaCl, работали и в других браузерах, а не только в Chrome, можно использовать pepper.js.

Если вы разработчик, то добро пожаловать в документацию.

А если вы просто любопытный пользователь, то вот вам PNaCl-демки.

x86, x86-64, ARM и MIPS

Native Client (NaCl) — технология песочницы для запуска кода на платформах x86, x86-64, ARM и MIPS, позволяющая безопасно запускать машинный код непосредственно в браузере независимо от операционной системы со скоростью, приближённой к запуску машинного кода. Эта технология также может быть использована для создания защищённых плагинов для браузера, частей какого-либо приложения либо самих приложений, например ZeroVM.

Чтобы показать готовность технологии, 9 декабря 2011 года Google представила игру с богатой графикой (на данный момент игра уже недоступна). NaCl использует аппаратное ускорение 3D-графики через OpenGL ES 2.0, запускаясь в песочнице local storage с возможностью полноэкранного режима и взаимодействием с мышью.

Переносимый Native Client (англ. Portable Native Client, сокр. PNaCl) — это архитектурно-независимая версия данной технологии. Приложения PNaCl используют технологии AOT-компиляции. Основная идея NaCl (запуск машинного кода в браузере) была реализована ещё в ActiveX, которая имеет множество проблем с безопасностью. Технология NaCl избегает этого, используя песочницу.

Существует альтернатива NaCl под названием asm.js, которая так же позволяет компилировать приложения, написанные на Си или C++, для запуска непосредственно в браузере (со скоростью, приближенной к машинному коду), поддерживает AOT-компиляцию и притом является подмножеством языка JavaScript, т. е. обратно совестима с браузерами, не имеющими её встроенной поддержки. Ещё одной альтернативой NaCl (хотя и изначально основанной на PNaCl) является WebAssembly.

12 октября 2016 в баг-трекере проекта Chromium появился комментарий, упоминающий о роспуске команд, работающих над Google’s Pepper и Native Client.

30 мая 2017 Google объявила об отказе от PNaCl в пользу WebAssembly.

Описание

Native Client является проектом с открытым исходным кодом. К настоящему времени Quake, XaoS, Battle for Wesnoth, Doom, Lara Croft and the Guardian of Light, From Dust и MAME, а также система программного синтезирования звука Csound были портированы на Native Client. Технология доступна в браузере Google Chrome начиная с версии 14 и активирована по умолчанию начиная с версии 31, в которой был официально представлен Portable Native Client (PNaCl).

Реализация технологии на платформе ARM была выпущена в марте 2010. Платформы x86-64, IA-32 и MIPS поддерживались изначально.

Для запуска при помощи технологии PNaCl приложение должно быть скомпилировано в архитектурно-независимый байт-код формата LLVM. Созданные таким образом исполняемые файлы называются PNaCl executable (pexe). Средства сборки PNaCl производят .pexe файлы; NaCl — .nexe. .nexe файлы имеют сигнатуру 0x7F ‘E’ ‘L’ ‘F’ (т.е. являются ELF файлами). Chrome для запуска транслирует pexe в архитектурно-зависимые исполняемые файлы.

NaCl использует программное обнаружение ошибок и защиту песочницы в платформах x86-64 и ARM. Реализация в x86-32 отличается новым способом организации песочницы. По технологии песочницы Native Client устанавливает свои сегменты памяти в архитектуре x86. Также используется верификатор кода для предотвращения вызова небезопасных системных вызовов. Для предотвращения перехода в незащищённую часть вызова Native Client требует, чтобы все косвенные переходы начинались с 32-байт-выровненных блоков, кроме того, инструкциям не разрешается покидать данные блоки. Из-за этих ограничений код, написанный на Си или C++, должен быть перекомпилирован особым образом для запуска с применением технологии Native Client, что может быть сделано с помощью специализированных версий GNU toolchain, в частности, GNU Compiler Collection, GNU Binutils и LLVM.

Native Client использует Newlib в качестве стандартной библиотеки языка Си, однако порт GNU C Library также доступен.

Читайте также:  Как заблокировать вибер на телефоне

Pepper

Pepper API — кроссплатформенное свободное API для создания модулей для Native Client. Плагин Pepper API (англ. Pepper Plugin API, сокр. PPAPI) — кроссплатформенное API для защищённых технологией Native Client плагинов, основанное на NPAPI, но полностью переписанное. На данный момент используется в Chromium-подобных браузерах для запуска PPAPI-версии Adobe Flash и встроенной программы просмотра PDF-файлов.

PPAPI

12 августа 2009 на странице Google Code был представлен проект Pepper, связанный с разработкой плагина Pepper API, на которой было написано, что PPAPI — набор модификаций NPAPI для создания подобных плагинов более переносными и безопасными. Плагин был создан для лёгкой реализации запуска вне процесса. В дальнейшем целью проекта стало обеспечивание основы для создания полностью кроссплатформенных плагинов. Планировалось реализовать данные технологии:

  • Универсальная семантика NPAPI для всех браузеров.
  • Запуск в отдельном процессе от самого браузера.
  • Стандартизация процесса рендеринга, используя браузер.
  • Определение стандартных событий и растеризация 2D функций.
  • Основа для 3D графики.
  • Плагин регистраций.

В дальнейшем использование PPAPI помогло реализовать поддержку геймпадов и WebSocket.

Начиная с 13 мая 2010 года Chromium стал единственным браузером, поддерживающим новую модель плагинов. Mozilla Firefox не поддерживает Pepper, так как нет полной спецификации API за пределами её реализации в Chrome, которая была создана только для браузерного движка Blink. По состоянию на 2016 год Pepper поддерживается в Chrome, Chromium и браузерах на Blink, например Opera.

Реакция общества

Чад Остин (англ. Chad Austin, создатель IMVU) похвалил путь Native Client по созданию высокопроизводительных приложений для веб (с производительностью всего лишь на 5 % меньше машинного кода), в то же время позволяя развивать клиентские приложения, предоставляя возможность выбора языка программирования (кроме JavaScript).

Джон Кармак, совладелец компании Id Software, упомянул Native Client на QuakeCon 2012:

Если вам нужно сделать что-то в браузере, куда более интересен Native Client, который начался как по-настоящему умный хак x86, с помощью которого возможно сделать нужное, не выходя из песочницы уровня доступа пользователя. Теперь есть динамическая перекомпиляция, и то, что вы пишете на C или C++, компилируется в нечто, что не является высокооптимизированным машинным кодом, но чрезвычайно близко к машинному коду. Вы можете делать любые сумасшедшие операции с указателями и всё прочее, что привыкли делать разработчики игр на уровне железа.

Оригинальный текст (англ.):

Вице-президент Mozilla Джей Салливан (англ. Jay Sullivan) сообщил, что у Mozilla нет планов запускать машинный код в браузере, так как

Эти нативные приложения являются чёрными ящиками на веб-странице. Мы верим в технологию HTML, и именно в неё мы вложим свои силы.

Джей Салливан (англ. Jay Sullivan)

Оригинальный текст (англ.):

These native apps are just little black boxes in a webpage. We really believe in HTML, and this is where we want to focus.

Сотрудник Mozilla Кристофер Близзард раскритиковал технологию NaCl, утверждая, что машинный код ни в коей мере не должен быть использован в вебе. Также он сравнил NaCl с технологией Microsoft ActiveX, которая достигла ситуации DLL hell.

Хокон Виум Ли (норв. Håkon Wium Lie), технический директор Opera, верит, что

NaCl как будто «стремится в те старые плохие времена, до веба» Суть Native Client в построении новой платформы — или портировании старой в веб что привнесёт сложность и проблемы безопасности и лишит веб-платформу внимания.

Хокон Виум Ли (норв. Håkon Wium Lie)

Оригинальный текст (англ.):

Брендан Эйх, технический директор Mozilla, сказал, что ECMAScript 6 вполне достаточно, чтобы удовлетворить все потребности в создании приложения для веб.

  • Виртуализация приложений
  • Sandboxie
  • asm.js
  • WebAssembly
  • XBAP

Примечания

  1. Google’s Native Client goes live in Chrome — 2011.
  2. Native Client support on ARM — 2013.
  3. https://developer.chrome.com/native-client/sdk/release-notes#chrome-pepper-49
  4. 1 2 3 Metz, Cade. Google Native Client: The web of the future — or the past? (англ.) (12 September 2011). Дата обращения 6 августа 2016.
  5. Ходаковский, Константин. Новая технология Google Chrome приносит игру Bastion в браузер (13 декабря 2011). Дата обращения 6 августа 2016.
  6. Stefansen, Christian. Games, apps and runtimes come to Native Client (англ.) (9 December 2011). Дата обращения 6 августа 2016.
  7. Rosenblatt, Seth. Native Client turns Chrome into high-end gaming platform (англ.) (9 December 2011). Дата обращения 6 августа 2016.
  8. Bugs.chromium.org (англ.). bugs.chromium.org (12 November 2016). Дата обращения 7 марта 2018.
  9. Goodbye PNaCl, Hello WebAssembly! (англ.), Chromium Blog (30 мая 2017). Дата обращения 7 марта 2018.
  10. Humphries, Matthew. Google shows off Quake-clone running in Native Client (англ.) (13 May 2010). Дата обращения 6 августа 2016.
  11. Chen, Brad. A new Stable release of Chrome, expanding the frontiers of the web (англ.) (16 September 2011). Дата обращения 6 августа 2016.
  12. Sehr, David. Portable Native Client: The «pinnacle» of speed, security, and portability (англ.) (12 November 2013). Дата обращения 6 августа 2016.
  13. Sehr, David. Native Client support on ARM (англ.) (22 January 2013). Дата обращения 6 августа 2016.
  14. Alan Donovan, Robert Muth, Brad Chen, David Sehr. PNaCl: Portable Native Client Executables (англ.) (22 February 2010). Архивировано 12 марта 2016 года.
  15. David Sehr, Robert Muth, Cliff L. Biffle, Victor Khimenko, Egor Pasko, Bennet Yee, Karl Schimpf, Brad Chen. Adapting Software Fault Isolation to Contemporary CPU Architectures (англ.) (2010). Дата обращения 6 августа 2016.
  16. 1 2 Bennet Yee, David Sehr, Greg Dardyk, Brad Chen, Robert Muth, Tavis Ormandy, Shiki Okasaka, Neha Narula, Nicholas Fullagar. Native Client: A Sandbox for Portable, Untrusted x86 Native Code (англ.) (2009). Дата обращения 6 августа 2016.
  17. Building (англ.). Дата обращения 6 августа 2016.
  18. Schuh, Justin. The road to safer, more stable, and flashier Flash (англ.) (8 August 2012). Дата обращения 6 августа 2016.
  19. Metz, Cade. Google hugs Adobe harder with Chrome-PDF merge (англ.) (18 June 2010). Дата обращения 6 августа 2016.
  20. ppapi (англ.).
  21. ppapi — Concepts.wiki (англ.).
  22. Metz, Cade. Google heats up native code for Chrome OS (англ.) (13 May 2010). Дата обращения 6 августа 2016.
  23. Chad Austin. In Defense of Language Democracy (Or: Why the Browser Needs a Virtual Machine) (англ.) (8 January 2011). Дата обращения 6 августа 2016.
  24. Видеоролик QuakeCon 2012 (начало на 2 часу, 36 минута, 18 секунда) на YouTube, начиная с 2:36:18
  25. Metz, Cade. Mozilla: Our browser will not run native code (англ.) (24 June 2010). Дата обращения 6 августа 2016.
  26. Krill, Paul. JavaScript founder dismisses Google Native Client, pushes ECMAScript 6 (англ.) (31 May 2012). Дата обращения 6 августа 2016.

Что такое Native Client

Ребята из Гугла начали свой нелегкий труд над NaCl в далеком 2008 году. Задачи, которые они ставили перед собой, были сложны и амбициозны. Первым делом надо было обеспечить легкую переносимость legacy кода в NaCl. Это была фактически первопричина всей этой затеи. Если у нас есть куча старого и не очень кода на плюсах, который работал сугубо на десктопах, и мы вдруг решили, что пора осваивать веб, то нам не надо учить новые языки программирования и технологии, а достаточно лишь портировать имеющийся код на Native Client платформу.

Но даже если мы и готовы переписать все с нуля на незнакомых нам языках, не факт, что у нас выйдет то, что мы ожидали. Показывать качественную 2D- и 3D-графику, использовать многопоточность, да и вообще быть ближе к железу у нас ну никак не выйдет. Это была вторая цель, которую преследовала Google. Кроме того, как я уже сказал, никто не отменял относительно низкую производительность скриптовых языков в браузере.

Ко всему прочему, умные парни из Google подумали и о безопасности пользователей. Весь нативный код выполняется в двойной (!) песочнице, что позволяет блондинкам и прочим продвинутым личностям не бояться забагованных приложений и атак злых вирусов.

Читайте также:  Две сим карты с одним номером теле2

Ну и на десерт у нас платформонезависимость. Да-да! Мы можем написать плюсовый код, и он будет работать на Windows, OS X и даже, не побоюсь этого слова, Linux. А вишенкой на этом десерте будет поддержка x86- и ARM-архитектур.

В 2011-м Гуглец включил поддержку NaCl в Chrome. Другие браузеры, к сожалению, пока не поддержали инициативу интернет-гиганта. Старожилам интернета в голову невольно могут прийти воспоминания об ActiveX, который и ныне здравствует (в кругу любителей IE), но, в отличие от технологии Майкрософт, Native Client распространяется с открытым исходным кодом под новой лицензией BSD. Да и над безопасностью в NaCl подумали лучше.

Для чего можно использовать Native Client

На практике Native Client можно использовать в первую очередь для запуска игрушек в браузере. Собственно, первый опыт уже есть — под Google NaCl портировали Quake. Да, да, ту самую кваку 1996 года выпуска, в которой ты провел столько лет, разрубая жирных огров саперной лопаткой (если ты не знаешь, как зарубить лопатой вооруженного гранатометом и бензопилой огра, напиши мне) и разрывая в клочья зомби из рокетлаунчера.

Исполнение машинного кода в браузере отлично поможет разгрузить сервер. Например, если у нас есть онлайн-сервис для конвертации видео в разные форматы, то алгоритм работы с ним должен выглядеть примерно так: пользователь загружает видео на сервер, долго ждет, пока наш мощный CPU перелопатит файл, выбрасывая в атмосферу много калорий тепла, а потом счастливый юзер скачивает результат с нашего сервера. Но если мы перенесем конвертор с сервера на клиент, то мы сразу уберем нагрузку с нашего железа и нехило расчистим интернет-канал, который за «умеренную» плату предоставил нам хостер. Да и пользователь будет доволен — в среднем конвертация должна пройти быстрее, так как сотни мегабайт туда-обратно по сети не гоняются. А для юзеров с паранойей можно с гордостью заявить, что их драгоценные personal data целиком обрабатываются только на их ПК. Это, кстати, актуально и для корпоративного сектора.

Как это работает

Native Client — это общее название для набора разнообразных программных компонентов, которые работают вместе для обеспечения безопасного функционирования C++ кода в вебе. На высоком уровне NaCl состоит из тулчейна (компилятора, линкера и так далее) и рантайм-библиотек, которые встроены в браузер и позволяют нативному коду безопасно работать с нужными API.

Для переносимости приложений между разными архитектурами существует расширение Portable Native Client (PNaCl). Отличие его заключается в том, что при компиляции код транслируется в промежуточное представление, а уже после запуска на той или иной платформе браузер переводит это представление в машинный код.

Для обеспечения безопасности Гугл сделал две вещи. Первая — это специальный набор API, с которым может работать код, выполняющийся под NaCl. Нативный модуль не должен пытаться выйти за пределы разрешенного API, вмешиваться в работу стороннего кода или браузера.

Второй важный момент, обеспечивающий беззаботную жизнь для пользователей Native Client, — это специальный анализатор кода, который должен удостовериться, что приложение не пытается сделать ничего противоправного.

Кроме того, NaCl-модули всегда запускаются в процессах с ограниченными правами. Эти меры предосторожности позволяют говорить о двойной песочнице для нативного кода, работающего в браузере.

C++ код может общаться с JavaScript посредством специальных сообщений. Сообщения пересылаются асинхронно, то есть не надо ждать, пока другая сторона получит его.

Пишем Hello NaCl

Теперь у нас есть представление о Native Client, и нужно пробовать написать что-нибудь полезное… или не очень. Мы будем делать Hello World, ну или Hello NaCl.

Для начала нужно скачать и установить Native Client SDK. Ссылку на страницу загрузки ты найдешь во врезке. Там же будет и инструкция по установке. Скажу лишь, что обязательно будет нужен Python 2.7 и make.

Вместе с SDK идет простой веб-сервер, который может хостить приложения на localhost. Самый простой путь запустить его — это выполнить следующие команды:
$ cd pepper_$(VERSION)/getting_started
$ make serve
SDK может содержать в себе несколько разных версий, правильную нужно подставить вместо $(VERSION). Также можно использовать любой другой веб-сервер. PNaCl включен по умолчанию в версии хрома 31 и старше. Но нужно следить, чтобы выбранная версия SDK поддерживалась установленной версией Chrome.

Великий и могучий Гугл любит преданных разработчиков и потому любезно предоставил пример с минимальным кодом для создания NaCl-модуля. Лежит этот код в папке pepper_$(VERSION)/getting_started/part1 и состоит из нескольких файлов. Первый — это index.html. В нем находится HTMLLayout и JS-код для взаимодействия с плюсовым модулем. Если внимательно присмотреться, то можно заметить файл с расширением nmf, а точнее, hello_tutorial.nmf. Это манифест, который указывает на нашу HTML, NaCl-модуль и служит вместилищем дополнительных настроек для тонкого тюнинга.

Далее идет hello_tutorial.cc, он и является исходником на C++, который потом можно собрать с помощью Makefile. Сделать это до безобразия просто:
$ cd pepper_$(VERSION)/getting_started/part1
$ make
Если мы использовали веб-сервер, идущий вместе с SDK, то после сборки в хроме достаточно вбить такой URL: http://localhost:5103/part1, и ты станешь свидетелем чуда — текст на открывшейся странице изменится с LOADING… на SUCCESS. Впечатляет, не правда ли?

Так как мы собирались делать Hello NaCl, то нам придется немного изменить код. Для этого заглянем в файл index.html и найдем там JavaScript-функцию moduleDidLoad. Кстати, сейчас самое время пробежаться по всему коду HTML-файла и остановиться на непонятных вещах, благо все они щедро сдобрены комментариями. В функции moduleDidLoad происходит загрузка нашего NaCl-модуля hello_tutorial и вывод того самого текста SUCCESS, который мы успели лицезреть при переходе по линку /part1. Теперь пошлем нативному модулю слово hello, для этого достаточно вызвать функцию postMessage у переменной модуля. В коде это будет выглядеть примерно так:
function moduleDidLoad() <
HelloTutorialModule = document.getElementById(‘hello_tutorial’);
updateStatus(‘SUCCESS’);
// Посылаем сообщение Native Client модулю
HelloTutorialModule.postMessage(‘hello’);
>
Сообщение послали, теперь надо его получить. Для этого надо реализовать член-функцию HandleMessage в файле hello_tutorial.cc. В файле содержится TODO, которое недвусмысленно намекает на то, что нужно делать. В обработчике сообщения мы будем отправлять браузеру ответ с помощью функции PostMessage, но перед этим выполним пару проверок.
virtual void HandleMessage(const pp::Var& var_message) <
if (!var_message.is_string())
return;
std::string message = var_message.AsString();
pp::Var var_reply;
if (message == «hello») <
var_reply = pp::Var(«hello from NaCl»);
PostMessage(var_reply);
>
>
Как видно из кода, мы первым делом проверяем, пришла ли нам строка, а не что-то другое. Класс Var служит оберткой со счетчиком ссылок для сырых переменных C++. Именно объекты этого класса пересылаются между веб-страницей и нативным модулем. Далее мы проверяем, что нам пришло именно hello, и отправляем ответ, предварительно обернув его объектом класса Var.

В index.html уже есть обработчик сообщений от NaCl-модуля. Он просто выведет JS alert с полученной строкой:
function handleMessage(message_event) <
alert(message_event.data);
>
После того как мы сделали нужные изменения, можно пересобирать модуль и обновлять страницу http://localhost:5103/part1. Увидев message box с заветной строкой hello from NaCl, мы можем с гордостью заявить, что освоили новую технологию.

Гугл придумал полезную штуку. Жаль, что пока никто, кроме «корпорации добра», не поддержал Native Client платформу. Достаточно высокая производительность является преимуществом по сравнению с Java, апплеты которой также могут выполняться в браузере, а высокий уровень безопасности уделывает ActiveX от Microsoft. Будем ждать, пока Chrome захватит мир или другие разработчики браузеров внедрят в свои творения Native Client.

Ссылка на основную публикацию
Что значит код ошибки 805а8011
Многие владельцы смартфонов с операционной системой Windows Phone не могут войти в учетную запись магазина Marketplace. На экране появляется код...
Хочу создать группу в контакте
Приветствую вас, дорогие читатели. Социальные сети уже давно вошли в нашу жизнь, поэтому всем владельцам абсолютно любого бизнеса, как традиционного,...
Хром для андроид тв приставок
Всем привет! Предлагаю очередной раз поднять больную тему браузеров для Android TV. В разделе «вопрос – ответ» уже много раз...
Что значит интегрированный процессор
Здравствуйте, уважаемые пользователи и любители компьютерного железа. Сегодня порассуждаем на тему, что такое интегрированная графика в процессоре, зачем она вообще...
Adblock detector