Что такое анализ предложения

Что такое анализ предложения

1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).

2. Подчеркнуть второстепенные члены предложения (дополнения, определения, обстоятельства) и обозначить, чем они выражены.

3. Дать характеристику предложению:

по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;

по интонации – восклицательное, невосклицательное;

по количеству основ – простое или сложное;

по характеру основы – двусоставное или односоставное;

по наличию второстепенных членов предложения – распространённое или нераспространённое;

осложнённое или неосложнённое (простое предложение обычно осложняют однородные члены предложения, вводные слова, уточняющие конструкции, обособленные определения и обстоятельства и т.д.).

Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения:

Солнце, |ещё не вошедшее в силу|, греет бережно и ласково.

Повеств., невосклиц., простое, двусоставн., распростр., осложнённое однородными определениями и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Синтаксический анализ сложного предложения

Синтаксический анализ сложносочинённого предложения (ссп)

1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему ССП.

3. Дать характеристику предложению:

по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;

по интонации – восклицательное, невосклицательное;

по количеству основ – сложное;

по типу сложного предложения – сложносочинённое (ССП);

указать количество простых предложений в составе сложного;

указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в составе сложного;

объяснить расстановку знаков препинания.

Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения:

1[Ты опоздал на много лет], но 2[всё-таки тебе я рада] (а. Ахматова)

Схема предложения:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом НО со значением противопоставления; запятая ставится перед союзом но.

Синтаксический анализ сложноподчинённого предложения (спп)

1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему СПП.

3. Дать характеристику предложению:

по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;

по интонации – восклицательное, невосклицательное;

по количеству основ – сложное;

по типу сложных предложений – сложноподчинённое (СПП);

указать количество простых предложений в составе сложного;

указать, каким союзом или союзным словом соединены простые предложения в составе сложного;

вид придаточного предложения – изъяснительное, определительное, обстоятельственное (с подвидами);

объяснить расстановку знаков препинания.

Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения:

II. Синтаксический анализ предложения

Согласно методике К.Д. Ушинского после заданий по лексике следуют задания, знакомящие детей с синтаксическим уровнем языка. Влияние синтаксиса на морфологию и словообразование предопределило его первенство среди этих разделов грамматики. Программа синтаксиса по сравнению с традиционной школьной программой, несомненно, расширена. Необходимость этого продиктована жизнью. В начальных и средних классах перед детьми ставятся упрощенные задачи, предлагаются задания, атрофирующие восприятие широкого спектра синтаксических явлений, закрепляющие штампы и вносящие путаницу в систему грамматических понятий, которую ко времени серьезного изучения синтаксиса (в 8-м классе) уже изжить трудно, а чаще и невозможно. По данной методике, не отступая от главного дидактического принципа «от простого к сложному», детям предлагаются синтаксические конструкции, образцы не примитивные, не ущербные, а живые, свойственные нашему языку и придающие ему красоту, богатство и своеобразие.

1. Закрепление понятия «предложение»

На доске написано 3 предложения: Ермолай не возвращался более часу. Этот час нам показался вечностью. Мы начинали костенеть.

– Сколько здесь выражено мыслей? Какая первая? (Ответы детей должны быть полными. Например: Здесь выражено, написано 3 мысли.) – На научном языке законченная мысль называется предложением. Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль.) – Сколько написано на доске предложений? О чем говорится в первом предложении? (На доске написано 3 предложения. В первом говорится, что Ермолай не возвращался.) – Как эти предложения отделены друг от друга? (Они отделены точкой.) – Как мы обнаруживаем начало и конец предложения? (Предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой, восклицательным или вопросительным знаком.)

2. Вычленение грамматических основ предложени

Это задание вытекает из логики строения предложения и является залогом смыслового членения сложных предложений на отдельные части, что является большой проблемой для многих детей, так как они плохо видят главные члены предложений, основы. Детям внушили, что подлежащее отвечает только на вопросы кто? что?, а сказуемое – на вопросы что делает? что сделает?, и оттого у учащихся сформировался формальный, узкий подход к смысловому членению предложения. Кроме того, все учителя русского языка знают, что смешение понятий «члены предложения» и «части речи» – повсеместное явление. А истоки его – в определениях, заложенных в начальной школе. Подлежащее называется существительным, а сказуемое – глаголом, так как разницы в их функциях и почти идентичных определениях не обнаруживается. К.Д. Ушинский дает блестящие определения главных членов предложения: Подлежащее – это предмет речи; то, о чем говорится в предложении. Сказуемое – это то, что сказано о предмете речи. Кроме того, дан универсальный вопрос от подлежащего к сказуемому: что сказано? Логичен и обратный вопрос: о чем или о ком сказано? Термины подлежащее, сказуемое кажутся детям непонятными, сухими, необходимо «оживить». – Послушайте предложение: .из-за густой ракиты выбежала. легавая собака. О ком или о чем говорится? (О собаке.) – А что сказано в этом предложении о собаке? (Сказано выбежала.)Собака – это предмет речи в данном предложении, а выбежала – сказанное о предмете речи. Предмет речи подлежит высказыванию, поэтому он называется подлежащим. А то, что сказывает о подлежащем, называется сказуемым. Что такое подлежащее, сказуемое? (Подлежащее – это предмет речи. Сказуемое – это сказанное о подлежащем, о предмете речи.) – Отыщите в следующих предложениях предмет речи и что о нем сказано, то есть подлежащие и сказуемые. Для выполнения этого задания на каждом уроке предлагается в различном порядке 5–6 предложений, демонстрирующих всевозможные типы основ. Регулярность работы сформирует у ребят видение фундамента любого предложения. Перед учителем стоит важная задача интонационно верно произнести каждое из них, делая акцент на основе. Разумеется, любая классификация подлежащих и сказуемых исключается. После обнаружения главных членов отдельными учащимися найденные основы повторяются хором всем классом. Это оживит обстановку, заставит сосредоточиться и усвоить разные типы основ.

Двусоставные полные предложения:

1).наши собаки (подл. – им. сущ.) снюхивались (сказ. – гл.) с новой для них личностью. 2) Я (подл. – мест.) согласился (сказ. – гл.) на его предложение. 3) Да кто (подл. – мест.). на дощаниках гребет (сказ. – гл.)? 4) На этом-то пруде выводилось (сказ. – гл.). множество уток (подл. – цельное словосочетание). 5) Льгов (подл. – им. сущ.) – большое степное село (сказ. – им. сущ.). 6) Дворовый (подл. – субст. прил.) – человек (сказ. – им. сущ.), служивший при дворе. 7).я (подл. – мест.) здешний охотник (сказ. – им. сущ.). 8).лодка (подл. – им. сущ.) у тебя в такой неисправности (сказ. – предлог + им. сущ. в косв. падеже). 9).давно ты (подл. – мест.) здесь рыбаком (сказ. – им. сущ. в косв. падеже)? 10) Лодка (подл. – им. сущ.) больно плоха (сказ. – кр. прил.). 11) Какое (сказ. – мест.) же. ученье (подл. – им. сущ.) в двадцать лет? 12) Зачем вы (подл. – мест.) повязаны (сказ. – кр. прич.) платком? 13). без лодки охотиться (подл. – гл. – инф.). невозможно (сказ. – нар.). 14).я (подл. – мест.). решился предложить (сказ. – гл. + гл.) вам свои услуги. 15) И ты (подл. – мест.) смолоду все был кучером (сказ. – гл. + им. сущ.)? 16) Погода (подл. – им. сущ.) стояла прекрасная (сказ. – гл. + прил.).

Читайте также:  Трансформация салона фольксваген тигуан

Двусоставные неполные предложения:

1) Приехала (сказ. – гл.) к нам из своей вотчины. (Отсутствует подл. она, барыня.) 2) А новая барыня (подл. – им. сущ.). (Отсутствует сказ. разжаловала.)

Односоставные полные предложения:

1) Сыщу (сказ. – гл.). брод. (Подразумевается я, главное, что не брод.) 2) Напрасно изволили беспокоиться (сказ. – гл. + гл.). (Подразумевается вы.) 3).поди достань (сказ. – гл. + гл.) пакли. (Подразумевается ты.) 4) За что же тебя опять в повара разжаловали (сказ. – гл.)? (Подразумевается они, люди, помещики, главное, что не повара.) 5) Надобно сбегать (сказ. – модальное слово + гл.) к нему. (Подл. додумать нельзя.) 6) А как его (пруд) содержать (сказ. – гл. – инф.) в порядке? (Подл. додумать нельзя.) 7) Да в нашей реке и рыбы-то нету (сказ. – част.). (Подл. додумать нельзя.) 8) Господский рыболов (подл. – им. сущ.). (В сказ. нет необходимости.)

Отсутствующие и подразумевающиеся слова произносятся, и поясняется, что они «в голове». Если дети неправильно определяют подлежащее, то хорошо срабатывает метод провокации: –.мы там уток настреляли вдоволь. (Утки – предмет речи.) – Разве сказано, что утки стреляли? Кроме того, здесь нет слова утки, а есть слово уток. Индикатором служит принцип «есть ли в этом смысл?».

3. Формирование видения смысловых связей слов внутри предложения

Болезнь современной школы – неумение детей вычленять из предложения словосочетания, находить главные и зависимые слова, связывать их вопросами. Часто при определении различных второстепенных членов предложения, при определении форм слова вопросы задаются «с потолка» и порождают бесконечные ошибки. (Кому? – дяде (дат. п.). Хоть предложение было Спрашивать о родном дяде. Умение определять связи слов в предложении – основа видения его конструкции, являющаяся базой для пунктуации, а также и орфографии, требующей особой зоркости в согласовании слов, отражающемся в правописании окончаний, слитно-раздельных написаний и т.д. Поскольку звучащее слово труднее удерживается в детской памяти, чем написанное, используется очень продуктивная наглядная манипулятивная форма работы: каждому ученику дается бумажная ленточка с разборчиво написанным на ней предложением.

1) Деление предложения на слова. Трансформация предложения

– Что вы сейчас получили? (Ленточку со словами.) – Давайте прочитаем, что написано на ленте. (Проклятый дощаник слабо колыхался под нашими ногами.) – Выражают ли эти слова законченную мысль? (Да.) – Чем является законченная мысль? (Законченная мысль является предложением.) – А если бы слова эти были написаны на странице вразброс, мы поняли бы, что это – предложение? (Нет.) Тем самым закладывается осознанное представление, что предложение линейно. – Давайте разорвем его на слова. Это задание стимулирует работу детей, пробуждает активность. Ножницы на уроке не нужны, они лишь мешают. – Посчитайте, сколько слов получилось. (7–6.) – В этом предложении 7 слов. Какое слово не отделил Петя? (Под.) – А бывает ли мысль без слов? (Не бывает.) – Давайте разложим слова из этого предложения в другом порядке. Дети на парте меняют местами отрезки ленты со словами, выкладывают в линию и читают различные варианты предложения. Индикатором правильности ответа опять-таки служит вопрос а так говорят? или есть ли смысл? в сказанном. (Дощаник под слабо колыхался. Так не говорят. В этом нет смысла.) Такая работа приучает детей относиться к слову не формально, а сознательно, опираясь на смысл, на контекст. Кроме того, анализируемое предложение лучше усваивается, запоминается, сокращаются попытки детей изменить, переиначить его, приладить поудобнее в своей голове, да и внимание концентрируется лучше. (Слабый дощаник колыхался. Наши ноги колыхались.) – Скажите, можно ли менять порядок слов в предложении? Нужно ли задумываться при перестановке слов? Что происходит от беспорядка слов в предложении? (Можно. Нужно. Бессмыслица.)

2) Нахождение грамматической основы предложения

– Найдите в этом предложении предмет речи. (Дощаник.) Работа продолжается в тетрадях. У каждого ребенка есть на парте клеевой карандаш. Для уроков грамматики это необычно. Но, поскольку это урок-исследование, на первых этапах клей необходим. Кроме того, вместо ручки поначалу можно использовать простой карандаш, позволяющий исправить написанное или начерченное. – Приклейте предмет речи, подлежащее дощаник в тетрадь и подчеркните одной чертой (см. рис. 1). Для начала учитель изображает на классной доске все результаты работы и, проходя по рядам, требует, чтобы дети сличали выполняемые в тетрадях задания с написанным на доске. – Что сказано о предмете речи, о подлежащем дощаник? (Колыхался.) – Приклейте сказуемое рядом с предметом речи и подчеркните двумя чертами. Ясно ли нам самое главное из этой мысли? Что? (Ясно. Речь идет о дощанике. Он колыхался.) – Это основные слова в предложении, основа предложения. (Термин «грамматическая» – излишний. Он детям еще не ясен.) Что такое основа предложения? (Основа предложения – это его главные слова: подлежащее и сказуемое.) – Представьте себе дерево. Какую мы увидим у него основную часть? (Ствол.) – Давайте представим, что эти главные слова в предложении являются стволом, его основной частью. Обозначим это на схеме (см. рис. 1).

Читайте также:  Хлорофилл в растениях функции

3) Установление связей второстепенных членов

– Сколько слов осталось на парте? (Пять.) – Входят они в это предложение? (Входят.) – Это объяснительные слова (определение К.Д. Ушинского), второстепенные. Если мы представляем предложение в виде дерева – значит, у ствола должны быть ветки. Давайте посмотрим, откуда «отрастают» оставшиеся объяснительные слова. Возьмите любое слово. (Ногами.) – Подставьте его под слово дощаник и прочитайте эту пару слов. Обязательное требование: произносить сначала главное, верхнее, слово, потом зависимое – нижнее. (Дощаник ногами.) – Есть ли смысл в сочетании этих слов, говорят ли так? (Нет.) – Подставьте под слово колыхался. (Колыхался ногами.) – А так говорят? (Нет.) Развитые дети сразу догадаются, что не хватает слова под. Но в начальной школе роль служебных слов плохо осознается детьми (эти слова отдельно не могут отвечать на вопросы, и без них другим словам не обойтись), поэтому необходимо осознать роль предлогов, союзов. Если служебное слово не найдено, то слово ногами нужно заменить другим и продолжить поиск возможного сочетания. Метод исключения позволит найти место слов под, ногами. – Колыхался под ногами. Да, так говорят. Докажите связь этих слов вопросом. (Колыхался (где? под чем?) под ногами.) – Давайте протянем, нарисуем веточку, на которую повесим слова под ногами. Откуда отрастет эта веточка? (См. рис. 1.) (От слова колыхался, от ствола.) Дети рисуют ветку-крючок (перевернутый знак вопроса) и клеят под ним зависимые слова. Вопросы надписываются. Так постепенно устанавливается связь всех слов: принадлежность к стволу или веточкам. (Ответы детей: Дощаник (какой?) проклятый. Под ногами (чьими?) нашими. Колыхался (как?) слабо.) В лингвистике давно существует понятие синтаксического дерева. При синтаксическом анализе это понятие незаменимо. Предложение – это словесное древо, имеющее ствол-основу и способное разрастаться за счет слов-ветвей, растущих или от ствола, или друг от друга, расширяющих и обогащающих мысль. Невольно формируется представление, что в предложении все слова взаимосвязаны, что эти связи подтверждаются вопросами (ветви-крючки), что они индивидуальны и неизменны в каждом предложении, несмотря на гибкий порядок слов. С помощью этого символа легко воспринимается понятие члены предложения, так как налицо «сочленение», связь всех слов между собой. Легко воспринимается понятие главных, основных членов предложения (они составляют ствол) и второстепенных членов (они составляют ветви), отличающих распространенное предложение от нераспространенного. Наглядно демонстрируются однородные члены – веточки, растущие от одного слова. Еще явственнее определяется простое предложение или сложное и его типы – изображаются 2–3 ствола в их взаимосвязи: растут от одного корня или один ствол от другого и т.д. Сколько предложений, столько и деревьев. Языковой лес (просьба не путать с дебрями). Несомненно, что зрительные древовидные схемы формируют абстрактное мышление, позволяющее воспринять слово, мысль не как летучую, ускользающую материю или хаос звуков и слов, а как устойчивую, стройную конструкцию.

4) Изображение схемы предложения

Для привнесения более глубоких ассоциаций в сознание детей следует задание: изобразить силуэт получившегося дерева (см. рис. 2). Можно расспросить детей, каким словом какая веточка является.

Можно пририсовать веточку и попросить детей придумать подходящее слово и повторить предложение с прибавленным словом (см. рис. 3). Учитель может продемонстрировать схему, заранее приготовленную к уроку.

Можно всю работу, проделанную детьми, выполнить не мелом, а на магнитной доске, работая с широкой бумажной лентой, на которой крупно написано предложение, а мелом обозначать подлежащее, сказуемое, ветки-вопросы.

5) Осознание термина «Члены предложения»

– Посмотрите на древовидную схему. В ней все веточки-слова связаны, сочленены. Поэтому слова внутри предложения называются членами предложения. Какие члены предложения в стволе? (Главные: подлежащее и сказуемое.) – Какими членами предложения являются веточки, объяснительные слова? (Второстепенными.) – Если слова в предложении сочленены, то чем они являются? (Членами предложения.) – Давайте напишем над нашей схемой заголовок: «Члены предложения».

I. Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу (Е. Носов).

Предложение простое, структурная схема: N1 – Vf (имя – спрягаемый глагол); предикативная основа представлена подлежащим и сказуемым. Позицию подлежащего занимает цельное словосочетание – двенадцать «одуванчиков», позицию простого глагольного сказуемого – глагол прошедшего времени высыпали.

По структуре: членимое, двусоставное, распространенное (есть присказуемостные и приподлежащные второстепенные члены), полное. Предложение осложнено обособленными однородными определениями и обстоятельствами.

По семантике: повествовательное, нейтральное (невосклицательное), объективная (реальная) модальность, синтаксическое время – прошедшее; синтаксическое лицо – 3-е; утвердительное; логико-синтаксический тип – акциональность.

В качестве коммуникативного центра актуализируется подлежащее – двенадцать «одуванчиков», чему способствует постпозиция однородных определений целые и невредимые, а также наличие определения все, выраженного местоимением и усиливающего значение цельности.

II. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто (И.Бунин).

Предложение простое, структурная схема: Praed (кат. сост.); предикативная основа представлена составным именным сказуемым: связкой становится и именными частями холодно и росисто.

По структуре: членимое, односоставное, распространенное (присказуемостные детерминанты, обстоятельство), полное. Предложение осложнено однородными сказуемыми.

По семантике: повествовательное, невосклицательное, объективная модальность, синтаксическое время – настоящее, безличное, утвердительное, логико-синтаксический тип – состояние.

Коммуникативный центр – сказуемое становится холодно и росисто, актуализации которого способствуют детерминанты к ночи в погоду, которые находятся в самом начале предложения.

III. Вот парадный подъезд (Н. Некрасов).

Предложение простое, структурная схема: N1 главный член – подъезд, выражен именем существительным в именительном падеже.

По структуре: членимое, односоставное, подлежащно-бессказуемное, распространенное (определение), полное, неосложненное.

По семантике: повествовательное, невосклицательное, указательно – бытийное (идея бытия осложняется указанием на предмет речи с помощью частицы «вот»); утвердительное.

В качестве коммуникативного центра актуализируется подлежащее (подъезд). Актуализации способствует наличие указательной частицы «вот».

IV. «На!» — протянул я ему [псу] кость (В. Астафьев).

На! предложение простое; нечленимое, разновидность – слово-предложение, выраженное частицей, неосложненное, восклицательное, побудительное, утвердительное. В конце ставится восклицательный знак, так как предложение характеризуется ярко выраженной эмоциональной окраской.

Список рекомендуемой для выполнения задания литературы

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация: Учеб. пособие для студентов по спец. «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1981 – (Соврем. рус. яз.; Ч. 3). – С. 73 – 113, 142 – 171.

Читайте также:  Все секреты игры гренни

2. Русская грамматика. – Т.2. – М., 1980. – С. 83 – 129, 190 – 201, 237 – 415.

3. Современный русский язык: Учебник / В.А. Белошапкова, Е.А. Земская, И.Г. Милославский, М.В. Панов; Под ред. В.А.Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1981. – С. 412 – 489, 499 – 509.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова и др.; Под ред. Е.И.Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 292 – 444.

5. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика / П.П.Шуба, И.К.Германович, Е.Е.Долбик и др.; Под. ред. П.П.Шубы. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: ООО «Плопресс», 1998. – С. 68 – 64, 114 — 316.

Справочная литература

1. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному языку/ Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 1991.

2. Лингвистический энциклопедический словарь/Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990.

3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1972.

Задание 3. Выполните разбор предложений по членам предложения. Отметьте синкретичные второстепенные члены.

Вариант 1

Трагическое – это горе, страдание, гибель, ужасное в жизни человека…(Б.Эренгросс).

Зачем притворяешься ты то ветром, то камнем, то птицей? (А.Ахматова).

Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы (С.Есенин).

Ты бы лучше воздерживался от нелепых попыток каламбурить (М.Горький).

Запах горячего хлеба стал неотделим от пестрой вывески «Беккери» (С.Довлатов).

Вариант 2

Я думала спросить насчет здоровья, но поняла бестактность этих слов (И.Бродский).

Глаза – это мозг, вывороченный наизнанку (М.Горький).

Это адвокат из Барселоны, ученик Штаммлера, деятель недавней испанской революции, второй год пополнявший здесь свое образование, декламировал своим знакомым Верлена (Б.Пастернак).

Среди танцующих глаза Самгина тотчас поймали Варвару (М.Горький).

По случаю всех этих радостных событий во дворце был устроен веселый пир (А.Волков).

Вариант 3

В трактире и на фабрике замечали новых, никому не известных людей (М.Горький).

Как я хочу благодарить свечу, любимый свет ее предать огласке и предоставить неусыпной ласке эпитетов (Б.Ахмадулина).

Здесь необходимо справиться с искушением спросить, что же дальше-то будет (Л.Рубинштейн).

Меня научил Достоевский Россию мою понимать (Р.Ивнев).

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена (К. Паустовский).

Вариант 4

Отправной точкой этого письма для меня послужит мой памфлет «Багровый остров» (М.Булгаков).

В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос (Н.Бердяев).

На тарелке явственно обозначилось нечто лимонно-кислое (Е.Замятин).

Сонливый да ленивый – два родных брата (Пословица).

Старик был мастер сказки сказывать (П.Бажов).

Вариант 5

Каждая моя книга – это собрание многих людей разных возрастов, национальностей, занятий, характеров и поступков (К.Паустовский).

Через минуту перед прокуратором стоял Марк Крысобой (М.Булгаков).

В Варшаве я жил в милой семье профессора философии Тадеуша Котарбинского, весьма привлекательного человека (Н.Лосский).

Петро не велел им подходить даже на выстрел к казачьей цепи (М.Шолохов).

Женя сошла с троллейбуса у испещренного маскировочными полосами и запятыми Большого театра и стала подниматься по Кузнецкому мосту мимо выставочных помещений Художественного фонда (В.Гроссман).

Вариант 6

В свободные вечера она приводила к себе Наташу пить чай (Л.Чуковская).

В составе девять вагонов с ослепительно белым электрическим светом (М.Булгаков).

Кто-то тайный тихим светом напоил мои глаза (С.Есенин).

Черное, огромное и тяжелое с треском, с хрустом обрушилось из мутного неба на высоту, перевернутым конусом вылетело оранжево слепящее (Ю.Бондарев).

Какое это огромное счастье любить и быть любимым…(А.Чехов).

Вариант 7

Татьяна прыг в другие сени (А.Пушкин).

В смутное время колебания или перехода всегда и везде появляются разные людишки (Ф.Достоевский).

Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие (К.Паустовский).

«Гони в шею» звучало в ушах его сладкой мелодией (А.Чехов).

В глухом лесном углу уезда его захватила в пути июльская гроза с градом, с оглушающим треском грома и синими взрывами туч (М.Горький).

Вариант 8

Неплотно притворенный ставень позволил мне видеть пирующих и расслышать их голоса (М.Лермонтов).

Зелень деревьев, листьев и ржи была неподвижна и необыкновенно чиста и ярка (Л.Толстой).

Хорошее всегда зажигает желание лучшего (М.Горький).

В стороне, на свежей, отливающей бархатом пахоте ползли три пары быков (М.Шолохов).

Операцию «Кольцо» по расчленению и ликвидации окруженной группировки мы должны провести силами фронта Рокоссовского…(Ю.Бондарев).

Вариант 9

Тут, верно, клятвы вы прочтете в любви до гробовой доски (А.Пушкин).

Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми (М.Лермонтов).

Большое это удовольствие – жить на земле (М.Горький).

Он мужик старательный, мухи не обидит! (Ю.Бондарев).

Дедок построил себе домишко получше, с деревянным полом, с большим окном (Ю.Нагибин).

Вариант 10

Меж ими все рождало споры и к размышлению влекло (А.Пушкин).

При повороте встретили мы человек пять осетин (М.Лермонтов).

Женат же был на одной из высшего света, но не так богатой, Фанариотовой, и имел от нее сына и дочь (Ф.Достоевский).

Следом за ним через десять минут прошел через Пост сияющий десятками окон пассажирский, с громадным паровозом (М.Булгаков).

С ближних и дальних гумен ползли и таяли в займище звуки молотьбы, крики погонычей, высвист кнутов, татаканье веялочных барабанов (М.Шолохов).

Схема разбора предложения по членам предложения

1. Грамматическая основа предложения: главные члены двусоставного предложения или главный член односоставного предложения (указать тип односоставного предложения).

2. Член предложения и его квалификация (сначала рассматривается подлежащее, затем сказуемое, после этого – состав подлежащего, затем состав сказуемого);

3. 1)Способ выражения члена предложения (морфологизованный/неморфологизованный);

2) зависимость и способ связи члена предложения;

3) вопрос к члену предложения;

4) значение (тип) члена предложения;

5) соотношение члена предложения с компонентом актуального членения;

6) позиция члена предложения (прямой/обратный порядок слов).

4. Уровневая схема членов предложения.

Дата добавления: 2015-05-29 ; Просмотров: 1385 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Что значит код ошибки 805а8011
Многие владельцы смартфонов с операционной системой Windows Phone не могут войти в учетную запись магазина Marketplace. На экране появляется код...
Хочу создать группу в контакте
Приветствую вас, дорогие читатели. Социальные сети уже давно вошли в нашу жизнь, поэтому всем владельцам абсолютно любого бизнеса, как традиционного,...
Хром для андроид тв приставок
Всем привет! Предлагаю очередной раз поднять больную тему браузеров для Android TV. В разделе «вопрос – ответ» уже много раз...
Что значит интегрированный процессор
Здравствуйте, уважаемые пользователи и любители компьютерного железа. Сегодня порассуждаем на тему, что такое интегрированная графика в процессоре, зачем она вообще...
Adblock detector