Частоты музыки низкие средние высокие

Частоты музыки низкие средние высокие

При решении задач подзвучивания, наличие базовых знаний о характеристиках музыкальных инструментов может оказаться очень полезным. Я бы даже сказал необходимым.

Сразу скажу, что лучше строить на слух и именно на ваш вкус. И если технически вы доверяете настройку профессионалу, то пусть он это делает в вашем присутствии и с вашими коррективами. Так как слышите вы звук по разному и предпочтения у каждого свои.

Все же сталкивались с ситуацией когда вроде и компоненты нормальные и звук плоский или где-то гитара не так звучит и т.п.

Инструменты и другие источники звука характеризуются их частотным спектром, направленностью звука и динамическим диапазоном.

В дебри мастеринга даваться не будем, а рассмотрим только, то что может понадобиться обычному пользователю при отстройке и эквалайзенге системы в том числе и в авто. Это частотные диапазоны наиболее встречающихся инструментов.

Для начала о частотах…
1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) — это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.

2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) — это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.

3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) — здесь размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это регистр гитары.

4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) — соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют "занудной" или "смурной".

5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется "слушательской утомляемостью" и является проблемой большинства недорогих аккустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для "яркости" звучания. Ну это уже коммерческие штучки!

6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука — это маловато.

7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).

Итак… Диапазоны инструментов:
● Гитара 70-1000 Гц (обертона 1000-8000 Гц);
● Бас 40-250 Гц (обертона 250-1000 Гц);
● Бас гитара 40-800 Гц;
● Бас бочка или Большой барабан 40-250 Гц и щелчок во время удара — от 1000 Гц и выше (у злых афро нижний диапазон может быть глубже);
● Тарелки 300-15000 Гц;
● Литавры 300-200 Гц (обертона 200-4000 Гц);
● Скрипка 180-3500 Гц (обертона 3500-18000 Гц);
● Флейта 250-2030 Гц (обертона 2030-15000 Гц);
● Клавишные, струнные и перкуссия — важная область 400-1000 Гц;
● Вокал. Диапазон 80-10000 Гц.

Кроме непосредственно частотного диапазона в звуке того или иного инструмента присутствуют обертона, которые распределены в пределах более высоких частот и без которых звучание получается глухим и невыразительным.

Важно знать, что слух человека наилучшим образом воспринимает звук частотой 2000-3000 Гц. От наличия обертонов в пределах этих частот в голосе создаёт его полётность и звонкость.

Касаемо вокала:
— Бас 82-349 Гц;
— Баритон 110-392 Гц (Чтобы подчеркнуть баритон, нужно повысить уровень в диапазоне 2500-3000 Гц);
— Тенор 132-523 Гц (Чтобы подчеркнуть тенор, нужно повысить уровень в диапазоне 300-600 Гц);
— Контральто 165-692 Гц;
— Меццо-сопрано 220-880 Гц;
— Сопрано 262-1046 Гц;
— Колоратурное сопрано 1397 Гц.

Уровень каких частот корректировать для получения прозрачности звука?
● 5000 Гц — регулирование приближения/удаления;
● 8000 — 20000 Гц — воспринимаемое качество звучания, глубина, пространство;
● 31 — 50 Гц — создают ощущение силы и мощности;
● 80 — 125 Гц — слишком много этих частот приводит к появлению нежелательного гудения;
● 160 — 250 Гц — часть басового спектра. Недостаточный уровень частот этого диапазона — отсутствие теплоты и мягкости, избыток — скучный звук.

Читайте также:  Как сбросить счетчик чернил на принтере epson

При сравнении частотного диапазона музыкальных инструментов и человеческого голоса, последний имеет самый широкий диапазон частот (если не считать фортепиано и рояль).
При отстройке так же необходимо учитывать силу звучания (динамический диапазон) данных инструментов.

Динамический диапазон гитары составляет 15 дБ; органа — 35 дБ; рояля — 45 дБ; женский голос 20-35 дБ; мужской голос 20-45 дБ, эстрадного оркестра 45-55 дБ, симфонический оркестр 60-75 дБ.

А человеческий голос имеет диапазон звучания от 75 до 1100 Герц, который так или иначе перекрывает (заглушает, смешивается) с любым музыкальным инструментом (оптимальная точка — 300 Герц). Поэтому при отстройке и эквализации под инструменты, вокал будет реагировать на это очень сильно.

Эквализация (англ. Equalization) — процесс обработки звукового сигнала эквалайзером. Термин обычно подразумевает коррекцию амплитуды или изменение отношения частот. При создании композиций эквализация применяется в 90% случаев, эквализация каждого инструмента это первый шаг при начале микширования.

Процесс эквализации можно условно разделить на две части: техническую эквализацию и художественную эквализацию.

Содержание

Техническая эквализация [ править ]

При сведении [ править ]

Смысл технической эквализации заключается в необходимости устранения частотных конфликтов между инструментами. Связано это с нелинейностью человеческого слуха и, в частности, с эффектом слуховой маскировки. Суть эффекта в следующем: если имеется два источника звука с похожими (перекрывающимися) частотными спектрами и один из них громче, то более тихий звук будет плохо слышен или не слышен вовсе. Яркий пример — разговор в метро. Когда мимо проезжает поезд, вы перестаете слышать, что говорит собеседник, так как шум поезда, перекрывающий спектр человеческой речи, становится намного громче. Такая же ситуация происходит и со звуками инструментов. Все сталкивались с проблемой, когда по отдельности все инструменты звучат хорошо, а вместе — получается "каша". Эта самая "каша" и есть результат слуховой маскировки.

В акустической музыке (оркестры), где эквализация невозможна и звук инструментов не меняется, избежать проблемы частотных конфликтов можно только правильной аранжировкой и оркестровкой. В электронной же музыке, где нет "устоявшихся" звуков, эквалайзеры применяются в 90% случаев, решая постоянно возникающие частотные конфликты между инструментами. Таким образом, основная задача технической эквализации и стоит в разрешении этих конфликтов.

При живых выступлениях [ править ]

Основное назначение эквалайзеров при живых выступлениях сводится к получению адекватного (линейного) звучания исходного материала, частотная характеристика которого может искажаться из-за недостатков акустических систем, межблочных приборов обработки, параметров помещения и т.д.

Любое акустическое пространство делает какие либо звуковые частоты громче или тише, чем другие. Это связано со стоячими волнами производимыми размерами комнаты, используемыми в ней материалами, формой, количество зрителей в зале и многое другое — все это может сильно изменять частотную характеристику воспроизводимого материала. Эквалайзер используется для компенсации этих расхождений в акустике помещения. В идеале, звуковая система должна воспроизводить плоскую АЧХ. В этом случае специалисты используют три основных компонента: высокоточный измерительный микрофон, анализатор спектра и эквалайзер. Все это позволяет выяснить, какие частоты "пропадают" в данном помещении, а какие выделяются, и в соответствии с этим произвести коррекцию. Это стандартная практика для студий звукозаписи, живых выступлений и некоторых высоко качественных систем.

Наиболее часто эквалайзер используется при живых выступлениях, где одновременно работают микрофоны и колонки. Основная проблема заключается в возникновении эффекта обратной связи, который создаёт неприятные для слуха гудение и пищание. В этом случае звукооператор использует многополосный графический эквалайзер для поиска резонансных частот и подавляет их. Однако для устранения обратной связи не все специалисты используют графический эквалайзер, т.к. для этого существуют специальные приборы — цифровые автоматические подавители обратной связи, которые представляют собой параметрический эквалайзер, с автоматическим подбором резонансной частоты, где фильтры имеют очень высокую добротность.

Художественная эквализация [ править ]

При художественной эквализации тембру звука придаются определённые характеристики. Тембр может быть приукрашен или изменён до неузнаваемости. Большое количество художественной эквализации применяется в электронной музыке и диджеинге.

Многие музыканты при записи или выступлениях используют различные эквалайзеры для получения неповторимого звучания своих инструментов, а также особых эффектов, связанных с ярким выделением специфических частотных полос. Например, убрав с помощью эквалайзера все низкие и высокие частоты и оставив только средний диапазон, можно получить эффект "старого радиоприемника".

При художественной эквализации живых инструментов существуют определённые области частот, добавление или вырезание которых придаёт инструменту определённых характеристик (дыхания, плотности, атаки и т.д. ). Ознакомиться с частотами эквализации живых инструментов можно в статье "Эквализация инструментов".

При художественной эквализации не живых инструментов (синтезированные партии, синтезированные бочки, неживые хэты и т.д.), электронных стилей музыки например таких как House, Trance, Techno и т.д., нет определённых "советов". Причина в том, что частотные характеристики синтезированных звуков довольно различны, каждый звук имеет свои индивидуальные особенности, применять к ним какие-либо шаблоны не имеет смысла.

Диапазоны слышимых частот [ править ]

Перед тем, как рассмотреть основные принципы эквализации, нужно разобраться, на какие участки подразделяется диапазон слышимых частот, и как каждый из них воздействует на слух. Весь звуковой диапазон можно разделить на шесть чётких частотных полос, каждая из которых значительно влияет на общее звучание записи.

  1. Низкие басы, суббас (от 10 Гц до 80 Гц) — это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.
  2. Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) — это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. Именно в этих частотах содержится энергия, которая заставляет пританцовывать под музыку, основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.
  3. Нижняя середина, диапазон средних частот (от 200 Гц до 2000 Гц) — в этой области лежат низкие гармоники большинства музыкальных инструментов. Если эту область поднять слишком сильно, то звучание может приобрести "телефонный" характер. Если сильно поднять полосу частот от 500 до 1000 Гц, то звучание инструментов будет напоминать медные духовые, а если слишком поднять октаву 1000 — 2000 Гц, звучание станет "жестяным". Чрезмерная громкость этой частотной полосы утомляет слух.
  4. Верхняя середина, верхняя половина среднечастотного диапазона (от 2 кГц до 4 кГц) — если слишком сильно поднять эту полосу, то замаскируются звуки важные для понимания речи. Речь станет шепелявой, фонемы, формируемые с помощью губ, станут неразличимы. Излишний подъем этой частотной полосы, особенно 3 кГц, утомляет слух. В случаях, когда вокал погребён под инструментами, нужно попробовать прибрать 3 кГц у инструментов, а у вокала — добавить. Так можно показать вокал, не убирая громкость инструментов.
  5. Присутствие (от 4 кГц до 6 кГц) — "отвечает" за чистоту и определённость звучания голоса и инструментов. При подъёме этого участка частотного диапазона музыка кажется "ближе" к слушателю. Убавление 5 кГц делает звучание более удалённым и прозрачным.
  6. Бриллианс, блеск (от 6 кГц до 16 кГц) — управляет блеском и прозрачностью звука. Слишком большой подъем этой области частот может преувеличить шипящие фонемы у певцов.
Читайте также:  Замена капилярки в холодильнике
Диапазон Описание Эффект
Суббас 16-60 Гц Ощущение мощи; чувствуется больше, чем слышится. Слишком большой подъем даёт грязь.
Бас 60-250 Гц Основные ноты ритм-секции; делает музыку "жирной" или "тонкой". Слишком большой подъем делает звучание гулким.
Низкая середина 250-2000 Гц Здесь лежат нижние гармоники большинства инструментов. Подъем 500-1000 Гц дает "медное духовое" звучание, 1-2 кГц — "жестяное".
Высокая середина 2-4 кГц Распознавание звуков речи, таких, как "м", "б", "в". Слишком громко — утомляет слух.
Присутствие 4-6 кГц Чистота и определённость звучания голосов и инструментов. Подъем — музыка становится "ближе".
Бриллианс 6-16 кГц Управляет блеском и ясностью. Слишком большой подъем — шепелявость звучания речи.

Принципы эквализации [ править ]

  • Главный принцип — это умеренность. Бессмысленно эквализировать, руководствуясь принципом «потому что надо». Для эквализации, как и для любой другой обработки, нужна веская причина.
  • Второй принцип — чем меньше эквализации, тем лучше. Не трогайте ручки до того, пока точно не узнаете, что именно вы хотите сделать! Сначала определите, что со звуком не в порядке, и если он вас в принципе устраивает — не разрушайте его.
  • Третий принцип — эквалайзер менее заметно работает при вырезании частот, более заметно при добавлении частот. Если гитара звучит слишком "тонко", попробуйте прибрать высокие частоты и увеличить громкость — эффект будет заметнее, чем если вы станете добавлять низкие или средние частоты. Это также связанно с тем что многие эквалайзеры вносят фазовые искажения к изменяемым частотам.
  • Четвёртый принцип — в нижних диапазонах используйте малую ширину полосы, в верхних диапазонах большую ширину полосы.
  • Пятый принцип — изменение в одном диапазоне будет влиять на звук в других диапазонах.
  • Шестой принцип — решение частотных конфликтов проще всего делать по группам инструментов. Примером одной из групп (низкочастотной) могут быть звуки бочки и бас.

Человеческий слух можно сравнить с работой спектроанализатора. То есть спектроанализатор показывает суммарный спектр всех инструментов на определенной частоте, а мы слышим только самый громкий звук на этой частоте. Задача заключается в обрезании всех лишних частот с инструментов, чтобы каждый звучал в своей "частотной нише". При этом не важно, что по отдельности инструменты начнут звучать просто ужасно, важно — как они будут звучать вместе. Однако стоит заметить что "частотные ниши" довольно условны и могут разниться в зависимости от стиля музыки. К примеру в электронной музыке у высокочастотных инструментов (таких как цимбалы или перкуссия) напрочь срезаются низкочастотные составляющие, тогда как к примеру в джазе срезание низких частот у хэта может быть неприемлемым. Если какой-то из инструментов в миксе звучит неразборчиво, попробуйте прибрать определенные частоты в других дорожках, которые "пересекаются" с ним по звучанию. Это гораздо эффективнее, чем поднимать те или иные частоты в звуке неразборчивого инструмента.

Читайте также:  Определить свойства бинарного отношения

Профессиональный инженер предварительно вычисляет, каким должен быть каждый звук в отдельности, чтобы впоследствии занять правильное место в миксе. Для этого вы должны визуально представить себе финальный микс и затем представить, какое место в нем занимает каждый из звуков. Но, если вы не слышали исполнителя или группу раньше, вы не можете себе представить, как может звучать финальный микс. Большинство инженеров эквализируют звуки так, что они звучат «хорошо» (натурально или «необычно»). Но проблема в том, что понятие «хорошо» разное для различных стилей музыки, песен и людей. Как бы то ни было, инженеры обычно стараются сделать так, чтобы звук не был слишком мутным, надоедливым или скучным.

При работе с эквалайзером очень важно понимать, что усиление какой-либо частотной полосы приводит к усилению общего уровня аудио-сигнала, и чрезмерное усиление полос может зачастую привести к искажениям звукового сигнала. В связи с этим ослабление "ненужных" частот зачастую даёт более качественный результат, нежели усиление "нужных". Поэтому эквалайзером следует пользоваться очень аккуратно и не использовать его, если в этом нет очевидной надобности.

Среди полезных частот можно выделить основную группу — низкие, средние, высокие. В свою очередь для удобства они разделены на несколько категорий.

Низкие басы от 10 до 80 Гц – в этом диапазоне лежат самые низкие звуки, которые заставляют дрожать стены студии.

Верхние басы от 80 до 200 Гц – верхние ноты басовых инструментов и нижние ноты некоторых музыкальных инструментов, например, гитары. Считается, что это основной энергетический диапазон ритм-секции, который заставляет «пританцовывать» под музыку.

Низкие средние от 200 до 500 Гц – в диапазоне размещается весь ритм и аккомпанемент, это регистр гитары.

Средние-средние от 500 до 2,5 кГц – обычно в диапазоне лежит соло гитар, соло скрипок, соло фортепиано, соло вокала.

Верхние средние от 2,5 до 5 кГц – в диапазоне не так много нот (самые верхние фортепиано и других музыкальных инструментов), но в данной области достаточно много гармоник и обертонов. Усиление данной области делает звучание ярким, однако чрезмерное усиление начинает резать слух и несет в себе «слушательскую утомляемость».

Низкие высокие от 5 до 10 кГц – считается пределом человеческого восприятия, но все же слух может уловить «шипение пленки», поэтому в любом случае подлежит обработке.

Верхние высокие от 10 до 20 кГц – самые тонкие и высокие звуки, последняя октава. Если данный диапазон неполноценен, ощущается дискомфорт при прослушивании.

Рекомендуемые частоты для эквализации

— для полноты звучания увеличивают на большом барабане, бас-гитаре, томах;

— уменьшают для улучшения «читаемости» басовых партий.

— для полноты звучания увеличивают на малом барабане, бас-гитаре;

— теплый звук для пиано и духовых инструментов;

— увеличение жесткости звучания инструментов, лежащих в басовом регистре.

— увеличивают для полноты звучания вокала;

— в жесткой музыке увеличивают для полноты звучания малого барабана и гитары;

— для инструментов, звучащих в среднечастотном диапазоне, уменьшают, чтобы избежать грубого и мутного звучания;

— уменьшают у низкочастотных инструментов: томы, большой барабан;

— для ясности увеличивают на басовой партии, важно для звучания на малой громкости;

— для гитар уменьшают;

— для бас-гитар увеличивают, чтобы добиться чистоты и мощности;

— увеличиваем для выделения атаки бас-гитары и ее гармоник;

— уменьшаем, если хотим избавиться от вялого звучания электро и акустических гитар;

— увеличиваем для выделения атаки бас-гитары;

— увеличиваем для выделения атаки электро и акустических гитар;

— увеличить для выделения атаки партии пиано, звучащей в нижнем регистре;

— увеличить для выделения чистоты и жесткости вокала;

— для бэк-вокала уменьшаем, чтобы выделить придыхание и добавить мягкости;

— В случае гармонической нестройности вокала или гитар – уменьшаем.

— увеличение для большого барабана и тома позволит выделить их атаку;

— увеличить для четкости и разборчивости вокала;

— уменьшаем, если партию нужно отодвинуть на задний план;

— увеличиваем, если нужно выделить атаку пиано, акустических гитар;

— для бас-гитары увеличиваем, если хотите «услышать пальцы»;

— уменьшаем для смягчения звучания гитар.

— увеличиваем для придания яркости вялому вокалу;

— для бас-гитары увеличиваем, если хотите «услышать пальцы»;

— увеличиваем для атаки перкуссионных инструментов;

— делаем металлический звук у низкозвучащих барабанов;

— уменьшаем, если вокал содержит свистящие согласные;

— увеличиваем для резкости синтезатора, пиано, рок-гитар, акустических гитар;

— уменьшаем для среза свиста согласных;

— увеличиваем для осветления вокала;

— увеличиваем для придания легкости и прозрачности пиано и акустической гитары;

— увеличиваем, если хотим сделать звук тарелок более жестким.

— увеличиваем для придыхания и осветления вокала;

— увеличиваем для сэмплерного синтезатора для более естественного звука;

— увеличиваем для осветления струнных, флейты, тарелок.

Ссылка на основную публикацию
Хочу создать группу в контакте
Приветствую вас, дорогие читатели. Социальные сети уже давно вошли в нашу жизнь, поэтому всем владельцам абсолютно любого бизнеса, как традиционного,...
Установка mac os transmac
В сети сейчас полно копипастов, по сути одной и той же статьи, про установку MacOS X на хакинтош примерно с...
Установка op com на windows 10
Всем привет! Очень многие вектроводы заказывают с Китая OP-COM и сталкиваются с проблемами установки драйверов самого OP-COM на различных системах...
Хром для андроид тв приставок
Всем привет! Предлагаю очередной раз поднять больную тему браузеров для Android TV. В разделе «вопрос – ответ» уже много раз...
Adblock detector